Мы – в нацпроектах «Наука» и «Образование»
Образование
28 Февраля 2020
794

Главная тема Форума труда – кадровое обеспечение национальных проектов

Политех имеет большой опыт в области цифровизации образовательного процесса и готов им делиться. Об этом рассказала проректор по образовательной деятельности СПбПУ Елена РАЗИНКИНА в ходе панельной сессии «Цифровое управление компетенциями» на полях IV Санкт-Петербургского Международного форума труда. Мероприятие проходит 27-28 февраля в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум».

Политех является программным партнером форума, в числе основных тем которого – кадровое обеспечение национальных проектов, драйверы роста производительности труда, социальные вызовы, человеческий капитал и открытое образование. Форум труда является важной государственной площадкой для обсуждения и формирования новых решений. В нем принимают участие представители Роструда, научных учреждений, профильных министерств и ведомств, а также бизнеса и различных отраслей промышленности. Организаторов и гостей форума поприветствовал президент России Владимир ПУТИН. В телеграмме на сайте Кремля отмечено, что в этом году форум посвящен вопросам развития человеческого капитала. Глава государства подчеркнул, что в данном контексте особого внимания заслуживают модернизация систем образования, внедрение инновационных технологий управления и обеспечения занятости, особенно среди молодежи. Президент отметил важность создания условий, при которых каждый имел бы возможность в полной мере реализовать свой профессиональный и творческий потенциал, эффективно и своевременно осваивая новые знания и навыки. От имени Правительства Санкт-Петербурга участников поприветствовал губернатор Санкт-Петербурга Александр БЕГЛОВ. Он описал ситуацию с рынком труда в городе и пожелал результативных встреч.

Обширная деловая программа форума включает более 100 сессий, конференций и круглых столов по восьми основным трекам, охватывающим вопросы повышения производительности труда, профессиональной переподготовки, HR-технологий и социальной занятости. «Цифра» проникает в нашу жизнь все глубже, поэтому предметом многих дискуссий стала цифровизация рынка труда и связанное с ней форматирование системы образования. Очевидно, что наука и образование должны не только быстро адаптироваться к требованиям современного мира, но и участвовать в решении проблем, сопряженных с глобальной цифровизацией. 

С развитием цифровых средств произошла революция в управлении человеческими ресурсами: стало возможным создание оценочных систем, позволяющих получить картину состояния компетенций работника (студента) и выстроить на этой основе персональную траекторию развития в целях дальнейшего трудоустройства. Однако уже сейчас опыт использования различных инструментов говорит о большом количестве проблем и неопределенностей, возникающих на пути реализации таких процессов, как цифровой учет кадров, оценка уровня компетенций и квалификаций студентов (сотрудников), управление компетенциями и формирование цифрового следа. Обсуждение и выработка путей решения этих вопросов прошли во время панельной сессии «Цифровое управление компетенциями».

Об опыте цифровой трансформации в университете, в частности – реализации идей цифрового управления компетенциями, рассказала проектор по образовательной деятельности СПбПУ Елена РАЗИНКИНА. По словам проректора, в вузе обучаются порядка 34 тысяч студентов, все они вовлечены в проектную деятельность и имеют возможность строить индивидуальные траектории обучения. Очевидно, что в рамках индивидуализации обучения (а также с учетом большого количества студентов и широкого спектра направлений подготовки) образовательный процесс в Политехе невозможно реализовать без автоматизированных систем и цифровых сервисов, которые активно внедряются с 2016 года. Например, управление жизненным циклом проектирования образовательных программ, включая формирование индивидуальных учебных планов и контроль результатов освоения программы осуществляется с использованием Репозитория образовательных программ (собственная разработка Политеха). С этого года в Личном кабинете обучающегося, кроме многочисленных работающих сервисов, есть возможность управлять индивидуальной траекторией обучения (цифровой сервис Модуля мобильности – выбора дисциплин). Делается это, в первую очередь, для удобства самих студентов.

Одним из наиболее привлекательных для студентов вариантов расширения своей индивидуальной траектории обучения является обучения на дополнительных программах от индустриальных партнеров СПбПУ. Уже со 2-го курса студенты начинают участвовать в выполнении задач под своего будущего работодателя. Те, кто смогли успешно совмещать основную программу обучения с дополнительной образовательной программой, получают документы о квалификации (повышении квалификации или профпереподготовке). Работодатели на конкурсной основе осуществляют отбор студентов и предлагают программы на бесплатной основе с выдачей соответствующих документов и возможностью дальнейшего трудоустройства для лучших обучающихся. Как один из примеров Елена РАЗИНКИНА привела совместный проект Политеха с ООО «Тойота Мотор» под названием «Время расти».

В качестве фиксации образовательных достижений студентов, кроме ключевого – диплома о высшем образовании, им выдаются сертификаты об изученных дополнительных курсах (модулях). С этого года планируется выдавать выпускникам приложение к диплому о высшем образовании Политеха, где будут отражены полученные дополнительные компетенции. Однако успех, по мнению Елены РАЗИНКИНОЙ, измеряется одним – трудоустройством выпускника в успешную компанию и его дальнейший профессиональный и личностный рост. «Сильная фундаментальная подготовка, развитие системного и логического мышления – это традиционно для Политеха. Но скорость изменений во всех сферах настолько стремительна, что мы понимаем: нынешние студенты за свою жизнь не один раз кардинально поменяют профессиональную траекторию. Уже сегодня за счет смешанной технологии обучения и привлечения индустриальных партнеров у нас есть возможность расширить и дать студентам дополнительные компетенции, которые помогут им на выходе быть более востребованными и трудоустроенными специалистами», – заверила проректор.

Представители СПбПУ приняли участие и в других деловых мероприятиях Форума труда. На круглом столе «Национальная система квалификации: институты и практики» выступил профессор кафедры ЮНЕСКО СПбПУ Владислав РАСКОВАЛОВ. Эксперт осветил результаты деятельности университета и кафедры по совершенствованию качества подготовки слушателей программ дополнительного профессионального образования (ДПО), в частности Президентской программы подготовки управленческих кадров, а также пригасил посетить 25 марта Образовательный форум СПбПУ и принять участие в дискуссии на тему профориентации школьников к инженерным специальностям.

Замдиректора Института промышленного менеджмента экономики и торговли, доцент ВИЭШ Максим ИВАНОВ принял участие в секции «Траектории развития кадров государственной гражданской и муниципальной службы». Образовательным трендом последних лет является развитие электронного обучения. Отвечая на вопрос об успешно реализованных в Политехе проектах именно для органов власти и готов ли вуз тиражировать эти практики, Максим ИВАНОВ рассказал, что университет активно внедряет в образовательный процесс онлайн-курсы, заметив, однако, что в вузе реализуется смешанная модель обучения. А наиболее интересной, по его мнению, является практика организации проектной работы с использованием электронного обучения. «В Политехе это апробировано на базе курса “Основы проектной деятельности”, который сейчас проходят около 4000 студентов, работающих над проектами конкретных заказчиков – промышленных и сервисных компаний, исследовательских институтов», – пояснил эксперт. Портал, на котором размещен ресурс в своей основе имеет LMS Moodle, вузом написан ряд сервисов, таких как – сервис сбора идей проектов, сервис утверждения проектов, сервис формирования команд, аналитические сервисы, позволяющих удаленным участникам собираться в команды и реализовать организационные процессы проектной работы в электронной среде. В дальнейшем возможно создание единой платформы, где студенты старших курсов бакалавриата (специалитета) и магистратуры смогут встретиться с потенциальным работодателем, получить реальное задание на проект от организации – партнера вуза с возможностью прохождения практики, наставничества и дальнейшего трудоустройства. Итогом работы секции стали рекомендации по совершенствованию действующей нормативной базы в сфере государственной и муниципальной службы, практик кадровой работы в органах публичной власти, развитию основного и дополнительного профессионального образования для госслужащих.