Мы – в нацпроектах «Наука» и «Образование»
Образование
05 Марта 2020
7087

Канбан, дзидока, андон: студентам рассказали о принципах и методах Toyota Production System

В Политехе началась вторая волна обучения по программе дополнительного профессионального образования «Основы производственной системы Тойота». Первая прошла в сентябре.

Перед лекцией на тему «Производственная система Тойота» заполнивших большой конференц-зал НИКа студентов поприветствовал проректор по научной работе СПбПУ Виталий СЕРГЕЕВ: «Мне приятно осознавать, какой интерес вызывает программа, предоставляемая компанией “Тойота”. Она поможет вам сформировать образ мышления и полезные навыки, которые после окончания университета вы сможете максимально эффективно имплементировать в производство. Уникальные компетенции, которые предоставляет производственная система компании “Тойота”, интересны тем, что их можно унифицировать под любую деятельность».

Виталий Владимирович напомнил историю возникновения совместного проекта «Тойота» и СПбПУ «Время расти!». В 2016 году, во время встречи глав государств России и Японии Владимира ПУТИНА и Синдзо АБЭ, был подписан договор об экономическом сотрудничестве из восьми пунктов. Один из них – «Диверсификация российской промышленности и повышение производительности». В 2018 году в России был запущен Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости». Его цель – обеспечить к 2024 году темпы роста производительности труда на предприятиях не ниже пяти процентов в год. Лидеры проекта – Правительство РФ, Министерство экономики и развития РФ и Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда (ФЦК). В январе 2019 года корпорация «Тойота», Минэкономразвития и ФЦК подписали соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым «Тойота» передает Российской Федерации уникальные знания и опыт Toyota Production System. Один из четырех видов деятельности, которыми «Тойота» будет заниматься (и уже занимается) для этого, – подготовка нового поколения специалистов из числа студентов российских вузов. Санкт-Петербург как один из ключевых промышленных городов России стал первым регионом, в котором начал осуществляться пилотный проект «Время расти!», а Политех – первым университетом, студенты которого получили возможность пройти курс дополнительного профессионального образования «Основы производственной системы Тойота» и стажировку на одноименном заводе в Санкт-Петербурге с последующим трудоустройством.

Ведущий курса – вице-президент производственных систем в компании «Тойота Мотор Европа» Кацутоси НИСИМОТО объяснил, почему в проекте целое направление посвящено студентам: «Мы считаем недостаточным делиться опытом только с представителями правительства и руководителями промышленных предприятий. Необходимо работать с молодыми специалистами, со студентами, которые скоро придут на предприятия и будут поднимать российскую экономику. Перед вами долгий путь, именно вы являетесь залогом роста производительности труда в России, поэтому я очень серьезно подхожу к проекту “Время расти!”». Эту точку зрения разделяет и исполнительный вице-президент «Тойота Мотор» в Санкт-Петербурге Масаси ИСИДА, который тоже пришел на лекцию.

Приветственное слово произнес и руководитель отдела производственных систем завода «Тойота Мотор» в Санкт-Петербурге, выпускник Политеха Игорь ТУРИКОВ: «Я узнал об уникальной производственной системе “Тойота” только тогда, когда пришел туда работать, а вам повезло больше – вы можете получить эти знания намного раньше. После лекции будет тестирование, и те из вас, кто покажут лучшие результаты, смогут устроиться на стажировку к нам на завод».

Перед тем, как приступить к лекции, Кацутоси Нисимото задал студентам вопрос: «Как вы думаете, что важно для повышения производительности?» Ответы прозвучали такие: постоянный поиск новых путей развития и внедрение новых технологий; снижение доли человеческого фактора и повышение мотивации сотрудников; грамотная логистика; сокращение затрат; стандартизация процессов.

«Спасибо всем, – поблагодарил господин Нисимото, – здесь больше, чем один правильный ответ. Когда мы обсуждаем тему повышения производительности труда на правительственном уровне, часто звучат ответы: внедрение новых технологий, цифровизация, роботизация. Одним словом – высокие технологии. Я думаю, что среди вас есть много тех, кто это изучает в университете. Исходя из моего опыта, чтобы заставить даже один робот работать с полной загрузкой, стопроцентно, нужно приложить немало усилий. В мире много роботизированных предприятий, но мало таких, где потенциал роботов используется полностью. Мы одна из тех компаний, где это оборудование и люди работают с максимальной эффективностью. Среди автопроизводителей сейчас нет никого, кто бы с большей результативностью использовал оборудование, чем “Тойота”. Как у нас это получается? Вот об этом мы и поговорим на наших лекциях».

Кацутоси Нисимото подчеркнул, что цель курса из шести лекций – понять, какой образ мышления и какие управленческие методы позволяют корпорации «Тойота» достигать одной из самых высоких в мире эффективности производства. И, в идеале, научиться применять эти знания на практике.

В производственной системе «Тойота» встречаются специальные японские термины, которые стали нарицательными и используются во всем мире без перевода. Например такие как: канбан (система организации производства и снабжения, позволяющая реализовать принцип «точно в срок»); дзидока (принцип работы оборудования, которое способно самостоятельно обнаружить проблемы, сразу остановиться и сигнализировать о необходимости оказания помощи); андон (средство информационного управления, которое дает представление о текущем состоянии производства, а также при необходимости создает визуальное и звуковое предупреждение о возникновении дефекта); хэйдзюнка (выравнивание производства по видам и объему продукции в течение фиксированного периода времени); кайдзен (японская философия или практика непрерывного совершенствования процессов производства, управления, а также всех аспектов жизни); гэнти гэмбуцу (подход в управленческой практике кайдзен, согласно которому для полноценного понимания ситуации необходимо прийти на гэмба – место выполнения рабочего процесса, собрать факты и непосредственно на месте принять решение); муда (ошибки, потери, отходы, любая деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности). Собственно говоря, принцип производственной системы «Тойота» – это сокращение затрат путем устранения разнообразных муда.

Чтобы студентам было легче запомнить эту терминологию, им в перерыве раздали глоссарий. Продолжение программы обучения – 25 марта, тема следующей лекции «Интеллектуальная автоматизация».