Мы – в нацпроектах «Наука» и «Образование»
Образование
28 Мая 2020
1650

Итоги THE Impact Rankings 2020 и роль вузов в развитии региональной экономики обсудили на пресс-конференции ТАСС

Три российских вуза попали в первую сотню нового рейтинга University Impact Rankings, который с прошлого года начал публиковать британский журнал Times Higher Education (THE). THE впервые в мире предложил оценивать вузы по тому, насколько заметное влияние на жизнь региона и его развитие оказывает университет. Всего в рейтинге 800 позиций, а в топ-100 вошли Алтайский государственный университет (95-е место), Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (91-е место) и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (37-е место). 27 мая ректоры трех вузов провели совместную пресс-конференцию онлайн.

Ректор СПбПУ Андрей РУДСКОЙ принял участие в пресс-конференции ТАСС

В пресс-конференции приняли участие ректор Санкт-Петербургского политехнического университета академик РАН Андрей РУДСКОЙ, ректор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Виктор ГРИШИН и ректор Алтайского государственного университета Сергей БОЧАРОВ. Модерировал дискуссию Станислав ВЯЗЬМЕНСКИЙ.

Коллеги обсудили итоги рейтинга влияния университетов на устойчивое развитие общества – THE Impact Rankings 2020 (см.: Для справки), опыт взаимодействия региональных и федеральных вузов, развитие высшего образования в условиях пандемии, участие вузов в укреплении региональных экономик. Также Андрей РУДСКОЙ заявил, что онлайн-обучение, на которое перешли образовательные организации России из-за пандемии, не вытеснит другие форматы образовательной деятельности, но станет одной из полноправных составляющих системы обучения.

В последние годы возрастает роль университетов не только как научных и образовательных учреждений, но и как субъектов регионального развития. Университеты все больше взаимодействуют с различными предприятиями и органами власти и участвуют в региональном развитии. Комментируя высокие позиции Политеха в рейтинге THE Impact Rankings 2020, Андрей РУДСКОЙ остановился на социально-экономическом и гуманистическом – в широком смысле слова – влиянии современного университета на мир вокруг. «Политех всегда был не только центром образования и науки, но источником формирования культуры, оказывал огромное влияние на экономику, уровень человеческого капитала, инновационный потенциал региона и страны, – уверен ректор. – И если раньше вузы могли себе позволить оставаться на периферии процессов, происходящих в обществе, то в современной экономике знаний они оказались в эпицентре событий, вышли за пределы своих границ и стали культивировать внешнюю среду». Ректор СПбПУ подчеркнул, что миссия региональных университетов – обеспечить инженерными и гуманитарными кадрами свои регионы. Именно этих профессий, по его мнению, не хватает сейчас обществу.

Что касается рейтинга THE Impact Rankings, то он как раз показывает, насколько заметное влияние на жизнь региона и его развитие оказывает университет. Оценки выставляются по нескольким параметрам, например, учитывается вклад учебного заведения в экономический рост и борьбу с безработицей, важный показатель – участие в создании эффективного и справедливого общества. Оцениваются и проекты, направленные на развитие современной экологичной энергетики. Андрей РУДСКОЙ отметил, что цели устойчивого развития ООН во многом пересекаются с российскими национальными проектами – прежде всего, «Наука», «Образование», «Экология», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости». Например, в рамках последнего из перечисленных Политех реализует соглашение с федеральным центром компетенций и правительством Санкт-Петербурга в совместной разработке программ развития нового поколения инженеров, которые в долгосрочной перспективе станут основой формирования кадрового резерва. Для поддержки города в реализации Национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» в рамках направления «Экономический рост» в СПбПУ создан первый в России Центр подготовки кадров совместно с компанией Toyota. В мире всего открыто пять таких центров. Выпускники практико-ориентированной подготовки инженеров «Время расти» займут места не только на заводах Toyota, но и на других высокотехнологичных предприятиях нашего города. Однако, по словам ректора СПбПУ вуз не только вошел топ-100, но и занял самые высокие позиции среди российских вузов в том числе благодаря исследованиям в области изменения климата, а также связанным с энергией, проводимую политику в области рационального использования энергии и популяризацию энергоэффективности среди широкой общественности. Ректор отдельно отметил вовлеченность студентов Политеха в энергетические и экологические объединения и акции.

В государственной политике науке сегодня отводится большая роль. И в своих приоритетах Политех ориентируется на потребности не только региональной, но и экономики всей страны. Говоря о влиянии вуза на экономику, ректор Политеха привел в пример проект с КАМАЗом: «Мы единственный инженерный вуз в России, который является головным исполнителем серьезнейшего проекта с КАМАЗом. Это создание в рамках программы общественного транспорта России универсальной платформы для автобуса, троллейбуса, электробуса, который в недалеком будущем будет поставляться во все города нашей страны как один из видов общественного транспорта. Это совершенно новая концепция: современный экологически чистый и очень удобный в пользовании в городах вид транспорта, который учитывает все современные мировые требования к общественному транспорту. Он будет не только использоваться у нас, но и станет глобально конкурентоспособен», – уверен руководитель вуза. 

В ходе пресс-конференции спикеры ответили на вопросы журналистов

В ходе пресс-конференции спикеры ответили на вопросы, которые поступили от журналистов «Ведомостей. Санкт-Петербург», «РИА Новостей», «Российской газеты», порталов Рамблер и News.ru, о том, как изменилась роль вузов в период пандемии; какие направления обучения сейчас остро нуждаются в дополнительных бюджетных местах; как изменится спрос, в частности, на выпускников-экономистов в связи с прогнозируемым экономическим кризисом; почему происходит отток талантливых абитуриентов из регионов в столичные вузы и как с этим бороться; как измерить вклад конкретного вуза в экономический рост территории или страны.

Речь зашла и об онлайн-обучении, на которое в связи с угрозой коронавируса вынуждены были перейти образовательные организации. Ректор СПбПУ напомнил, что вуз всю свою историю демонстрирует восприимчивость к новым идеям – и это помогло ему встроиться в сегодняшнюю непростую ситуацию. Петербургский Политех не только практически сразу перешел на дистанционное обучение и сохранил все направления образовательной деятельности, но и организовал за это время ряд активностей. Взять хотя бы проект «Открытый Политех». «Еще в конце марта для того, чтобы помочь вузам перейти на дистанционных формат обучения, мы открыли бесплатный доступ более чем к ста онлайн-курсам СПбПУ, размещенным на Национальном портале “Открытое образование”, международной платформе Coursera и внутренних образовательных порталах Политеха», – пояснил ректор. Однако, по его мнению, после пандемии онлайн-обучение не вытеснит традиционный формат образовательной деятельности. «Пандемия внесет свой вклад в формы деятельности университетов в будущем, – уверен академик РУДСКОЙ, – и мы уже не вернемся на некоторые платформы и площадки, которые годами были насижены и отработаны. Онлайн-обучение станет одной из составляющих и полноправных систем обучения. Но мы, сообщество высшего образования, рассматриваем онлайн-обучение лишь как дополнительный вид образовательной деятельности, который позволит студентам освоить больший объем знаний». По словам Андрея РУДСКОГО, внедрение онлайн-обучения в систему лекционной деятельности, лабораторных работ позволит высвободить преподавателей и студентов от рутинной работы. По тем форматам, которые без вреда могут быть переведены на онлайн-обучение, у студентов появится больше свободного времени.

Для справки:

В представленном рейтинге вузы оценивались по социально-экономическим показателям в соответствии с целями устойчивого развития ООН. Устойчивое развитие вузов – часть стратегии ООН по развитию человечества на период до 2030 года. Согласно документу, государствам необходимо достичь 17-ти целей: побороть голод и нищету, обеспечить жителям здоровье и процветание, качественное образование, гендерное равенство, чистую воду и санитарию, достойную работу и экономический рост, доступ к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии, открытые, безопасные, жизнестойкие и экологически устойчивые города, создать устойчивую инфраструктуру, перейти к рациональным моделям потребления и производства, принять срочные меры по борьбе с изменением климата и его последствиями, сохранить и защитить морские экосистемы и природу суши; строить миролюбивое и открытое общество, обеспечить доступ к правосудию, взаимодействовать с частным сектором и гражданским обществом.

 

Кроме нас, об этом написали:

► Эксперт: онлайн-обучение не вытеснит другие форматы образовательной деятельности в вузах

► Академик не ждёт полного перехода вузов на онлайн-обучение

► Эксперты: онлайн-образование станет полноправной системой обучения в России

► Ректор АлтГУ С.Н. Бочаров принял участие в пресс-конференции ТАСС, посвященной итогам рейтинга Times Higher Education University Impact Rankings 2020

Андрей Рудской
Ещё новости по данной теме