Мы – в нацпроектах «Наука» и «Образование»
#ДайПять!
20 Мая 2022
1890

Дай пять: Андрей Дахнович

Герой проекта «Дай пять» — Андрей Дахнович, старший преподаватель Института кибербезопасности и защиты информации (ИКиЗИ), научный сотрудник Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга». Он ведет дисциплины «Безопасность современных информационных технологий» и «Безопасность интернет-приложений». В интервью Андрей рассказал о проведении исследования вирусной игры «Синий кит», о своем пристрастии к путешествиям по европейским странам, а также о необходимости непрерывного обучения и совершенствования своих навыков. А в конце интервью — подборка фильмов про интернет.

Андрей Дахнович — старший преподаватель института кибербезопасности и защиты информации, научный сотрудник Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга»

Самая забавная история за время работы преподавателем

Когда я сам еще был студентом, отдыхал в лагере «Южный». Однажды после лекции ко мне подошел студент с неожиданным вопросом о том, что мне больше всего запомнилось в лагере. Я в шутку ему ответил: «То, что было в „Южном“, остается в „Южном“». И была еще одна забавная история. Студенты сдавали мне лабораторные работы в аспирантуре. И вот буквально несколько месяцев назад мы с ними тоже отдыхали в «Южном», а сейчас я веду у них лекции. Подходят ко мне и подчеркнуто вежливо здороваются и общаются. Случился какой-то когнитивный диссонанс (Смеется.). Вообще, всем рекомендую обязательно съездить в «Южный»! Ведь там особенная непередаваемая атмосфера, такого нигде не найдешь. Там формируется студенческое братство, которое объединяет и сплачивает. Скорее всего, после выпуска из вуза на такой отпуск не будет времени.

Что студенты о вас не знают?

Я закончил музыкальную школу по классу фортепиано, занимался дзюдо и плаванием (у меня даже есть третий разряд). В школе мечтал стать автомодельером. Планировал заниматься проектированием и дизайном машин. Даже посещал секцию по автомоделированию в Аничковом дворце. Занимался проектом по радиоуправляемым машинам. Помню, как сейчас, что делал из стекловолокна корпус, ставил двигатель, выпиливал различные комплектующие детали. Отличное было время! Я заядлый путешественник с бесконечным оптимизмом и верой в открытые границы. Из самого запоминающегося — это организация поездки на десять человек в Исландию. У нас с ребятами был один общий чемодан на 20 килограмм, куда мы сложили самые необходимые вещи. Даже продукты быстрого приготовления взяли. Взяли два Гольфа и проехали почти всю Исландию по кругу за неделю. Даже пешком добрались до ледника Ватнайёкюдль! Уникальное место.

Андрей Дахнович у ледника Ватнайёкюдль в Исландии

Еще одно путешествие было по Европе. Маршрут разнообразный: Хельсинки, Париж, Барселона, Бильбао, Брюссель, Рига. И все это за десять дней с 4 перелетами. За неделю мы объехали половину Испании на машине.

В свободное время два раза в неделю играю в футбол. Периодически играю на симуляторе электронного барабана. Причем учился самостоятельно по видео-урокам. Сейчас же полностью сфокусировался на научной работе. Все свое время посвящаю написанию диссертации. Я на финишной прямой. Также занимаюсь изучением испанского языка. Моя мечта к шестидесяти годам перебраться в солнечную Испанию.

Каким студентом были вы сами?

Целеустремленным. За время обучения в университете я уделял недостаточно внимания студенческим мероприятиям. Был полностью сосредоточен на учебе, интеллектуальное развитие было для меня приоритетом номер один. Но могу сказать точно, что я всегда понимал, к чему иду и где я должен развиваться. Конечно, делал упор больше на то, что мне потом пригодится. Была цель — никогда не вылетать на дополнительную сессию. Вспомнил случай на одной из лекций. Это был особенный день 11.11.2011. Помню, как с преподавателем засекали время 11:11, чтобы загадать желание, надеясь, что исполнится. Еще одна забавная и запоминающаяся ситуация произошла на экзамене по теории чисел и теории вероятностей у Елены Борисовны Александровой. На первом курсе у меня была оценка «удовлетворительно» по ее предмету. Пришло время сдавать экзамен. Всего было сорок вопросов. И был один, который я вообще не понимал. Конечно, я вытянул этот билет с задачей. Решал ее больше часа, исписал пять листов. Говорю: «Елена Борисовна, у этой задачи нет решения...». Оказалось, действительно, она не имела решения. Мне поставили отлично. Я некоторое время стоял в оцепенении. Это было неожиданно. Я надеялся на тройку (Смеётся.).

Что самое приятное и самое сложное в работе преподавателя?

Из приятного — это видеть заинтересованных студентов с горящими глазами, которые подходят после лекции с вопросами и интересуются. Ничто так не греет душу преподавателя, как интерес к его предмету у студентов. Каждый преподаватель в глубине души желает, чтобы его предмет был самым важным и прикладывает все усилия к этому. Я получаю удовольствие от работы. Мне нравится заниматься научной деятельностью, проводить исследования. То есть делать действительно что-то полезное во благо обществу.

Андрей Дахнович со студентами 5-го курса

А вот из сложного могу выделить следующее: получение обратной связи от студентов в виде вопросов. Также стараюсь готовить лекции в таком формате, чтобы ребята не потеряли интерес к дисциплине и не заскучали. В построении лекций мне помогла дисциплина, которую мы проходили в аспирантуре «Методика преподавания научной деятельности». С особой благодарностью вспоминаю своего преподавателя Алексея Валерьевича Никольского. Он очень хорошо технически подкован, и как легко доносит информацию. Алексей Валерьевич для меня является эталоном того, как нужно преподносить информацию, чтобы тебя поняли и услышали.

Сейчас я веду дисциплины «Безопасность современных информационных технологий» и «Безопасность интернет-приложений». И еще работаю в Инжиниринговом центре «Центр компьютерного инжиниринга». У нас есть несколько проектов с компаниями. В рамках одного из них я занимался исследованием суицидальных групп. Мы изучали вирусную игру «Синий кит», что это за феномен и как это работает. Совместно с Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций разработали нейронную сеть, которая оперативному выявлению размещенного контента в социальных сетях. Вообще любимые темы исследований: социальные сети и промышленное производство.

Андрей Дахнович на пресс-конференции «Безопасность детей в виртуальном пространстве»

После прохождения научно-исследовательской работы совместно с компанией «Газпромнефть» зародился интерес к написанию диссертации. Мы разработали систему кибербезопасности, которая обеспечивает цифровую трансформацию платформы промышленного интернета вещей. Моя диссертация как раз направлена на разработку промышленной защищенной системы, а именно, чтобы в нее были заложены концепции кибербезопасности.

Вопрос от студентов: чему пришлось научиться и что преодолеть, чтобы стать тем, кто вы сейчас?

Мне пришлось преодолеть страх выступления на публике. Еще четыре года назад, если бы мне сказали, что буду читать лекции перед аудиторией, то не поверил бы. Чем больше ты взаимодействуешь со студентами, тем лучше общаешься.

В 2011 году я был на вручении дипломов выпускников. Самое полезное, что услышал и запомнил, что необходимо постоянно развиваться: читать литературу и статьи. И завести привычку читать что-то новое. Университет только направляет.

Я каждое утро начинаю с прочитывания новостей в мире и по своей специальности: о взломах аккаунтов и утечке информации. Также читаю финансовые и новостные сводки, потому что это формирует картину мира. Вообще, преподаватель должен держать руку на пульсе и постоянно улучшать свои лекции, чтобы они не устаревали. Тем более в такой области, как IT, где нужно всегда быть в курсе всех новшеств.

Вся наша жизнь — это процесс непрерывного совершенствования, и на каждом этапе ты должен выделять свои сильные и слабые стороны. Каждый месяц я ставлю себе краткосрочные и среднесрочные цели, чего я достиг и куда двигаться дальше.

Фильмы про Интернет:

1. 100 вещей и ничего лишнего

2. Она

3. Пираты силиконовой долины

4. Пароль «Рыба-меч»

5. Мистер Штайн идет в онлайн