Мы – в нацпроектах «Наука» и «Образование»
Персона
21 Августа 2020
2780

Василий ЦВЕТКОВ: человек красит место

Если бы сейчас у нобелевского лауреата Петра Леонидовича Капицы появился аккаунт в Instagram, он быстро набрал бы популярность. Все дело в граффити, которое с прошлого года украшает кампус Политеха и на фоне которого так любят фотографироваться студенты. Жизнь выдающегося физика, гениального экспериментатора, прекрасного теоретика и блестящего инженера была похожей на роман – извилистой, драматичной и многокрасочной. Но сегодня поговорим не нем, а об авторе граффити. Как, имея техническое образование, преуспеть в стрит-арте, начать реализовывать свои идеи и зарабатывать на этом, рассказал уличный художник Василий ЦВЕТКОВ.

Василий ЦВЕТКОВ – автор всех портретов выдающихся ученых-политехников, сделанных на кампусе вуза

- Василий, вы учились в Политехе на кафедре «Гидроприводы и гидромашины» – закончили бакалавриат и магистратуру. Как с образованием инженера стали уличным художником?

- Если вы имеете в виду классику противопоставлений – деление на «физиков» и «лириков», то это и про меня тоже. Но мне кажется, что таланты в одной сфере часто способствуют развитию в другой. Мое увлечение началось еще в университете. После поступления я рисовал понемногу карандашиком. Это заметили друзья и на день рождения подарили мне сертификат в магазин, где можно было купить баллончики для граффити. В Питер я приехал из Костромы, у нас не было таких магазинов, и я не знал, что это такое, но всегда хотелось попробовать. Пришел в магазин – глаза выпали от выбора, и в тот момент я загорелся этим делом. Купил на сертификат с десяток баллончиков и на ближайших выходных разрисовал комнату в общежитии, в котором мы тогда жили. Это и был мой первый «проект». Мне настолько понравилось, что захотелось продолжать. Была зима, я не знал, куда идти, какие стенки можно использовать. Потом весна, лето, подкопив деньжат, купил еще красок, придумал, что рисовать, и просто пошел «на стенку». Рисовал вдоль железной дороги и познавал, что такое баллончик и как он рисует.

- А как увлечение стало работой?

- Да, это было хобби, и достаточно долго я именно так к этому относился. Просто рисовал, когда появлялось свободное время и деньги на баллончики. Но позже захотелось творить не для себя, а для людей. Поэтому стал рисовать неподалеку от общежития на больших «холстах» – 6x5 метров. «Космонавт» на Лесной, например, которому уже лет восемь, был одной их первых таких работ.

Граффити «Космонавт» на Лесной стало одной их первых заметных работ Василия Цветкова

Сарафанное радио сделало свое дело – люди начали меня замечать. Пошли первые заказы, от ребят с общаги – оформить им двери, комнаты. Делал за баллончики из серии «я тебе рисую, а ты оплачиваешь только стоимость материалов». Мне нужно было куда-то выкладывать свои работы, поэтому создал группу в ВК, где и размещал свои работы. Заказов становилось больше. Хоть и работал за бесплатно, опыт копился, «скиллы» росли. А на 4-5 курсах я полностью погрузился в это дело и даже стал зарабатывать. Это плавное стечение обстоятельств, поскольку до 3 курса я был уверен, что буду работать инженером.

- Мы все знаем нашумевшую историю с граффити Бродского, которое в день рождения поэта появилось на улице Пестеля. Его быстро закрасили, а потом восстановили. Всё это вызвало достаточно серьезный общественный резонанс. У вас возникали конфликтные ситуации с полицией, местными жителями и владельцами зданий?

- С полицией было несколько инцидентов. Я быстро ушёл с «улицы» в коммерческие заказы, поэтому на первых этапах раза три меня забирали за несогласованное рисование, один раз даже штраф выписали. Местные жители – это тоже проблема, потому что люди не готовы еще к такому виду искусства. Распространено мнение, что если вышел с баллончиком – ты вандал. Но точно так же могу сказать, что если рисуешь на патриотические темы или каких-то животных, все говорят: «Супер! Побольше бы таких работ».

Журналисты берут интервью у Василия Цветкова во время работы над портретом конструктора Кошкина

- То есть вы хотите сказать, что граница между искусством и вандализмом зависит от тематики?

- Всё в нашем мире относительно. Если говорить про граффити, то вандализмом я считаю рисунки на достопримечательностях и архитектурных памятниках. Это такой же объект искусства, который кем-то был создан, а ты своим «искусством» хочешь на нем еще что-то сказать. Это неправильно по отношению к тому скульптору, художнику, архитектору. Поэтому достопримечательности – под табу. Остальные же типовые здания, будки, заборы, по-моему, принадлежат всем. То есть я живу в городе, а город принадлежит мне ровно так же, как и принадлежит всем. Если для вас мой рисунок на заборе не является искусством, для меня – наоборот. Каждый сам решает, вандализм это или нет. Мое мнение – уличное искусство должно вписываться в городское пространство. Если ты делаешь это некрасиво или рисунок не гармонирует с этим пространством, значит, ты еще не достиг такого уровня, чтобы демонстрировать его. Но парадокс: чтобы красиво вписываться в улицы, нужно учиться делать это на улицах, поэтому без ошибок никак. Ты все равно будешь переходить грань с вандализмом, пытаясь сделать искусство.

- Ваша самая масштабная и интересная работа, какая она?

- Есть в Питере такая организация «Раскрасим Всё». Они меня позвали на проект, где мы расписывали поверхность площадью 1 500 квадратных метров в стиле бело-голубой гжельской техники. Для меня это была самая большая работа, которую мы выполнили вдвоем в короткий срок – буквально за 10 дней. Зима, краска замерзала в баллончиках, стены покрывались льдом так, что иногда приходилось его отбивать. Это было невероятно сложно, но мы справились.

Cамой масштабной работой Василия Цветкова стало здание, раскрашенное вдвоем с коллегой в стиле гжельских промыслов за 10 дней

А самые интересные проекты – авторские. Сейчас, как вы знаете, мы создаем серию работ с нобелевскими лауреатами в Политехе. Каждое граффити тщательно продумываем, я делаю эскизы – это достаточно тонкая и ответственная работа, идут согласования с большим количеством людей. Нужно попасть в стиль, цвет и размер. Но чем больше сложностей, тем мне больше нравится, и я кайфую от того, что получается. Уверен, это не последний проект с Политехом. Возможно, даже в будущем получится со студентами оформить что-то нереально большое, где можно будет ни в какие рамки себя не загонять.

- Вы уже создали на нашем кампусе граффити-портреты четверых легендарных политехников. Расскажите, кто вам помогал?

- Когда я был еще студентом, ребята, с которыми мы сейчас работаем, а именно Максим ПАШОЛИКОВ – он теперь проректор по делам молодежи, и Иван ХЛАМОВ, который руководит патриотической работой в вузе, заметили меня. Первую работу на территории Политеха я сделал как раз в Центре патриотического воспитания молодежи «Родина». Это было панно «Блокада Ленинграда». После этого началось тесное сотрудничество, и там я сделал несколько работ. Позже ректор, побывав в обновленном патриотическом центре, выразил желание, чтобы подобные работы появились и вне этих стен – на территории кампуса Политеха тоже. На сегодняшний день я нарисовал четыре портрета: Капицы, Семёнова, Кошкина и Алфёрова. Также оформлял входную зону в спортзале Политеха и четыре стенки в патриотическом центре. Ну и на территории студгородка оформлено несколько трансформаторных будок.

Панно Василия Цветкова на тему блокады Ленинграда в Центре патриотического воспитания молодежи СПбПУ «Родина»

- Место красит человека или человек место?

- Такой сложный вопрос. Наверное, человек красит место. То, какой человек ты есть в жизни, то, что можешь привнести, – то и будет вокруг тебя. Во дворе Механического корпуса мы нарисовали портрет конструктора Кошкина. И после увиденного руководства вуза пришла идея создать здесь арт-пространство! И мы будем готовиться к тому, что уже в следующем году во дворе Мехкорпуса появится творческое пространство для студентов – место, где можно и пофотографироваться, и отдохнуть, и поучиться. И это всего лишь благодаря рисунку, который вдохновил на реконструкцию всего двора. Получается, что человек красит место.

Граффити с изображением портрета нобелевского лауреата Петра Леонидовича Капицы, стало первым в цикле работ Василия Цветкова о выдающихся политехниках

- Василий, мы с нетерпением ждем в стенах Политеха новых проектов и от вас, и от других художников. Ведь это прекрасно, когда университет становится не только образовательной площадкой, но и местом для самореализации. Удачи и свободы вашему творческому Я!

Материал подготовила Татьяна ТЕПЛЯКОВА, студентка 3 курса Инженерно-строительного института