- Я закончила химфак Харьковского университета и проработала 45 лет на кафедре физической химии. Преподавала физическую и коллоидную химию. Сейчас я пенсионер, но на работе было интереснее – очень нравилось быть преподавателем. Мой муж тоже был химиком в Харькове, работал замдиректора одного из ведущих институтов города. А больше ученых у нас нет – в нашей семье другие профессии.
- Да, двое детей, четверо внуков.
- Знают. Расспрашивают, даже выступали в школе – рассказывали сами. У нас дома есть много разных материалов о дедушке – книг, статей и так далее. Так что знают! Семья помнит, гордится.
- Не могу сказать, что часто куда-то приглашают. Но есть школа, которая находится рядом с тем местом, где был создан танк Т-34. Там, напротив второй проходной завода, стоит памятник, шефство над которым взяла эта школа. Они меня несколько раз приглашали. А недавно я была на встрече с ветеранами в канун Прохоровской битвы.
- Знаю. Мой внук сейчас находится в Санкт-Петербурге, он прислал фотографию. Он сам приходил в Политех, сфотографировался на фоне рисунка. Очень хорошо отношусь к таким портретам. Я так поняла, что это изображение фотографии, которая была опубликована в одном сборнике. Он издавался в Москве – там документы, факты о Михаиле Ильиче и танке, сборник находится в музее Т-34. И там есть эта фотография – она взята из профсоюзного билета, который я отдала в музей. Отдельно такой фотографии у нас не было – только такая маленькая. Ее пересняли и поместили в книжку. А теперь это изображение и у вас в Политехе.
- Да, я приходила на открытие мемориальной доски Михаилу Ильичу. Была торжественная церемония, и я даже оставила свои пожелания и благодарность в книге отзывов вашего музея. Был такой человек – Николай Нилович Сторонкин, директор архива, он занимался историей института – тогда он приглашал маму, она приезжала в Ленинград еще до того, как была установлена доска. А на установление самой доски он пригласил меня.
- Это было давно, но я помню длинный широкий коридор в Главном здании, где стояли все мемориальные доски выпускников, которые создавали новую технику и занимались научными открытиями. Это произвело на меня очень большое впечатление. А еще там была очень большая красивая лестница, она мне тоже запомнилась, хотя с тех пор прошло уже много лет.
- Мама не очень много рассказывала, но часто повторяла: «Ваш папа был главным конструктором Т-34». Говорила, что был он человек добрый, очень настойчивый, очень любил семью, много работал. В период, когда жили в Харькове, видели его дома редко. Когда жили в Ленинграде, меня тогда еще не было, я родилась в 1939 году, а сестры мои постарше – одна 1928 года рождения, а вторая 1930. Так вот, мама рассказывала, что он всегда выходные проводил с ними. Они гуляли в парке, ездили везде, например, в Петергоф, отдыхали в Луге – оттуда даже есть большая фотография, где мама с папой и детьми. Еще, когда жили в Ленинграде, мамин брат работал на Ленфильме. Они очень часто посещали ночные просмотры. Это были такие киноленты, которые в прокат не пускали. А жена маминого брата была балериной и доставала контрамарки в театр, так что часто семья ходила в театр. Это был период жизни до переезда в Харьков – до 1936 года.
Т-34 появился в Харькове. Но танкостроением, как вы знаете, отец занимался и раньше, еще в Ленинграде. После окончания Политеха он работал в одном из ленинградских КБ, одно время был его начальником, там разрабатывали танки разных конструкций. В 1998 году к 100-летнему юбилею Михаила Ильича был издан армейский сборник, где очень много было посвящено ему и танку Т-34. Там как раз рассматривается вся история создания Т-34 и все промежуточные этапы. И вот первый танк, в разработке которого Михаил Ильич принимал участие, – Т-29, это было в Ленинграде. После окончания института он получил назначение на Горьковский авиазавод, но потом обратился к Кирову и получил новое назначение в Ленинград, в это КБ, где и занимались танками.
- Особенно это никак не отразилось. Да и вообще, насколько я помню, фактически до 60-х годов прошлого века имя Михаила Кошкина вообще не упоминалось. Это потом пришел к маме военный корреспондент, и после этого стали говорить. Не могу сказать, с чем это связано.
Михаил Ильич получил Сталинскую премию в 1943 году, и Лариса Николаевна Васильева (советская и российская писательница, основательница музея «История танка Т-34» в Москве – Прим. ред.), дочь инженера Николая Кучеренко (один из создателей Т-34 – Прим. ред.), рассказала, что когда были поданы документы на премию, то имени Кошкина там не было – и Сталин лично внес туда его имя. Времени прошло много, но пишут и говорят, что Сталин запомнил отца еще тогда, когда в Москве проводились испытания, и Михаил Ильич сильно кашлял. Хотя в одной из книг Козлова «Кошкин и его Т-34» сказано следующее: Михаил Ильич слушал лекции Сталина, и уже в Кремле он сказал отцу: «Я вас помню, вы задавали много вопросов». Но я только передаю то, что читала.
- Я не часто бывала в Ленинграде, в отличие от мамы, которая ездила туда все время. Папа уже был в Харькове, а мама постоянно возвращалась, ведь это ее родной город. Я тоже родилась в Ленинграде, и Тамара Михайловна, а вот старшая сестра – в Вятке. Мама очень любила Ленинград. Там жил ее брат, все знакомые и друзья.
Я, конечно, очень хотела бы побывать в Ленинграде. Вы знаете, у меня есть какое-то чувство щемящее, когда вижу этот город по телевизору. Я была там несколько раз еще до распада Союза, моя дочь – архитектор, проходила там практику. Когда она заканчивала институт, я к ней приезжала.
- Мама? Ну, какая. Красивая! Женщина очень твердого характера. Все невзгоды она воспринимала твердо, всегда повторяя: «Что людям, то и нам». Так мы и жили.
Всю свою жизнь посвятила нам, нас было три сестры у мамы. Старшая, Елизавета Михайловна, живет в Новосибирске, и 24 декабря ей будет 92 года. Тамара Михайловна умерла, к сожалению. Она жила в Екатеринбурге, 9 декабря ей бы исполнилось 90 лет. Все трое мы окончили Харьковский университет, правда, Елизавета Михайловна начинала учебу в Ленинграде и там закончила первый курс. Потом, после вуза, обе мои сестры уехали из Харькова по назначению. Тамара – на Урал, а Елизавета – в Казахстан. А я осталась с мамой.
- Я лично не знаю, но пишут, что он был требователен. Все, кто о нем вспоминают, если речь идет о работе, называют его принципиальным, требовательным, сам работал много и от людей требовал тоже много. Но был очень внимателен, всегда всех выслушивал, прислушивался ко мнению других. Всегда говорил, что машину сделали все, работали все конструкторы, которые были вместе с ним. Первоначально для разработки этого танка была создана группа из 20 человек, которые работали над проектом.
- Наверное. Ведь он всего-то закончил три класса приходской школы. Потом уже была и Первая мировая война, и Гражданская война, дальше он был задействован на партийной работе, там сталкивался с разными людьми. Надо сказать, что фронт и партийная работа научили его взаимодействовать с людьми. Все отмечают, что у него был дар руководителя. Кроме того, он очень много учился. Михаил Ильич самостоятельно занимался по техническим специальностям, по математике, успешно сдал экзамены в институт и поступил. Подлинник его диплома я тоже передала в музей танка Т-34. Он защитил диплом на отлично. (Михаил Кошкин защитил диплом по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов» в Ленинградском политехническом института в 1934 году, тема дипломной работы «Коробка передач среднего танка» – Прим. ред.)
- На нашей планете наверняка рождается почти каждый день по одному конструктору, а стать выдающимся и проявить себя позволит время, окружение, ситуация и личные качества.
- Получить как можно больше знаний и воспользоваться ими в профессиональной жизни. Михаил Ильич в работе следовал девизу: «Бороться, искать, найти и не сдаваться!» – этому девизу желаю следовать всем политехникам.