Алексей, безусловно, скромничает, когда говорит, что ему просто повезло найти дело по душе. При виде его достижений становится понятно, что одним везением тут не обошлось: столько труда и упорства вложено в работу. Многократный стипендиат Президента РФ, Правительства РФ, Научного совета СПбПУ, компании Siemens, лауреат стипендии Леонарда Эйлера от немецкого общества DAAD, пятикратный победитель конкурса грантов правительства Санкт-Петербурга, обладатель званий «Студент года», «Аспирант года» и «Лучший выпускник СПбПУ», автор десятков научных публикаций и докладов конференций – и это лишь часть списка.
В течение ближайших трех лет Алексей будет получать стипендию Президента РФ. Ее он удостоен за научную работу на тему моделирования процессов неупругого деформирования и разрушения ответственных элементов энергетических установок. О первых научных опытах Алексея, его любви к техническим наукам, замечательной большой семье, путешествиях и многом другом читайте в интервью.
- Я потомственный политехник. Мой папа закончил энергомашиностроительный факультет, мама – физико-механический. Бабушка и дедушка тоже технари, учились в СПбГУ. Когда наша семья собирается в праздники, все разговоры посвящены техническим темам. Мой папа всю жизнь занимался газотурбинными двигателями, компрессорами для них, и сейчас я занимаюсь этой же сферой, можно сказать, пошел по стопам отца.
- В нашей семье шестеро детей, я самый старший. Моя сестра тоже закончила Политех, Институт физики, нанотехнологий и телекоммуникаций, занималась разработкой вакцин от пандемических вирусов в НИИ гриппа. Третий по старшинству брат учится в МГУ на мехмате. Брат, которому 14 лет, сейчас в физико-математической школе. Сестра в третьем классе, младший брат – в первом.
- Я старше своего самого младшего брата на 21 год, всю жизнь чувствовал себя самым взрослым. Надо отдать должное родителям, они никогда не перекладывали на меня ответственность, как бывает в некоторых семьях. Я всегда помогал им, но родители давали мне возможность заниматься наукой.
- Можно сказать, да. С 6 лет я разбирал все свои игрушки, вытаскивал магниты из моторов всех машинок. Родители не ругали, смирились с моей любознательностью. В моей семье всегда дают заниматься тем, чем хочется.
- Я учился в школе № 245. Когда начал посещать математические кружки, в обычной школе мне стало неинтересно, тесно. Поэтому перешел в «Лабораторию непрерывного математического образования (ЛНМО)». Там за первый месяц обучения я получил 23 двойки по математике! Мне было очень интересно, я восполнял свои пробелы в знаниях. 9 класс закончил на «4» и «5», а потом был уже отличником. Только по русскому была тройка и несколько четверок по непрофильным предметам. Кстати, учитель физики Геннадий Иванович ПОЛИЩУК стал моим первым научным руководителем. Мы изучали вихревые воронки на поверхности жидкости.
- Все знают, что, когда выдергиваешь из ванны пробку, возникает воронка. Я нашел на помойке старый электродвигатель, купил аквариум и оборудование, чтобы измерять скорость вращения двигателя. Соорудил установку и поставил ее в ванне. Создавал модели, проводил опыты. Мне удалось собрать масло, по аналогии сбора нефти с поверхности. Довольный, я побежал хвастаться банкой с маслом, споткнулся и вылил все содержимое на стену. Это пятно уже 12 лет украшает ванную комнату бабушки и дедушки.
- Да, я их выселил оттуда на целый год. Правда. Пускал только по выходным (Смеется.). Они спокойно к этому отнеслись, поняли меня. Дедушка очень много помогал и в этой работе, и в дальнейших.
- Нет, это был полностью мой выбор. Родители одобрили бы любой другой вуз. Но так совпало, что именно в СПбПУ было направление, которое полностью соответствовало тому, что я хотел. Так в 2009 году я стал учиться на физико-механическом факультете. В 2015-м закончил его с отличием. Единственная тройка была по философии на втором курсе, которую я потом исправил. Второкурсником я поступил к своему научному руководителю, он давал мне задачки, которые я и решал на задней парте на философии.
- На первом курсе я заканчивал свою школьную тему. Считаю, что, если работа начата, она должна быть доделана до конца. И на следующий год я пришел к Артему Семеновичу СЕМЕНОВУ, доценту кафедры «Механика и процессы управления» ИПММ. Он предложил заняться программированием. А я знал об этом на уровне школы! Купил себе книгу толщиной в 5 см, по ней изучал язык C++. В этом году будет десять лет, как я работаю с Артемом Семеновичем. Мой руководитель очень интересный. У него сумасшедшая энергетика, он заряжает, умеет вдохновить своей работой. После разговора с ним хочется что-то делать.
- Биомеханикой, а именно моделированием прочности костей на наноуровне. В процессе старения организма возникает хрупкость костей. Когда будут поняты механизмы, влияющие на жесткость кости, можно будет разрабатывать костезамещающие материалы. На основе этого исследования я защитил бакалаврскую работу и опубликовал свою первую статью в Scopus. Потом было сотрудничество с ПГУПС в области строительной механики и еще одна статья в Scopus.
- Больше 50-ти. В Scopus 14, много ВАКовских статей, несколько десятков конференций, в том числе международного уровня.
- Совершенно верно. К тому моменту, как закончил Политех, я, наверное, получил все, что можно было получить. Это победы в различных конкурсах, всевозможные стипендии и прочее. Очень много.
- В широком плане предмет моего исследования – это прочность ответственных деталей (прежде всего турбинных лопаток) газотурбинных двигателей и установок в ходе эксплуатации. Помимо непосредственно авиационных двигателей, они широко применяются в российской промышленности, это газоперекачивающие станции, энергетические установки. Сейчас весь мир переходит на использование монокристаллических сплавов. Они в разы дороже, чем стандартные сплавы, но могут работать в гораздо более жестких условиях эксплуатации, имеют больший ресурс, что в совокупности приводит к росту эффективности газовых турбин, а также к повышению их экологичности. В процессе эксплуатации при больших нагрузках микроструктура этих сплавов эволюционирует, и модели, которые это учитывают пока мало развиты. С 2014 года я занимаюсь моделированием поведения жаропрочных монокристаллических сплавов: определяю, что и как влияет на свойства материала. Экспериментов мало, но понимание уже возникло. Все эти исследования войдут в мою кандидатскую работу, которую я допишу в ближайшее время. В России монокристаллы используются пока в авиадвигателестроении. Некоторые результаты моей магистерской диссертации вошли в разработку нашего современного двигателя ПД-14 для самолета МС-21. Сейчас совместно с АО «ОДК-Авиадвигатель» (город Пермь) участвую в разработке двигателя ПД-35.
- Сопромат самый сложный? Это неправда. Кто так говорит, просто не разбирается в предмете. Мне очень нравится делиться знаниями, видеть на лицах ребят понимание материала, увлеченность. Дистанционная форма образования далась мне нелегко. Тяжело рассказывать, когда не видно реакции слушателей.
- Много читаю, с детства люблю научную фантастику: Айзек Азимов, Артур Кларк, Гарри Гаррисон, Станислав Лем, Александр Беляев, братья Стругацкие, Иван Ефремов, Кир Булычев. Давно хотел прыгнуть с парашютом, сделал, понравилось. Пару лет назад полюбил туризм. Я с детства мечтал увидеть Байкал, ведь это самое большое, чистое, глубокое озеро. Побывал там дважды: летом шли пешком от бухты Песчаной до Листвянки, а зимой пересекли остров Ольхон и обогнули его по льду Байкала. Это непередаваемые ощущения!
- Еще были поездки на Урал, Сахалин, Кольский полуостров. Особо запомнились Курильские острова, Кунашир. Там на вершине вулкана Тятя (1819 м) лежит разбившийся в 1994 году вертолет, который удивительно сохранился. Я посмотрел его газотурбинные двигатели, лопатки и даже скрутил небольшую детальку себе на память. Этим летом хочу подняться на Эльбрус, на Казбек. Буду готовиться. У меня получится, я настойчивый.
- Надо верить в свои силы и искать положительные стороны. И надо заниматься тем, что нравится, тогда все получится. Неинтересное дело у меня выполняется очень долго и сложно, и подрывает эмоционально. Должно быть вдохновение. Это присуще вообще любому ученому. Меня вдохновляют ночные прогулки. Я сейчас живу в центре Петербурга и гуляю, когда тихо и никого нет... Катаюсь на велосипеде, иногда по 50-70 км за раз, однажды проехал 100 км. Даже на работу в Политех езжу на велосипеде, когда позволяет погода. И думаю, думаю…
- В моей голове всегда крутятся мысли. На работе, в лесу, в горах, дома с книгой в руках. Я могу лежать на диване и будто бы ничего не делать, но голова будет все время думать. Потом меня что-то кольнет, и я за короткий период сделаю то, что другие будут делать, например, месяц. За это я и люблю науку: из ничего ты создаешь что-то, что реально работает.