Сегодня в рубрике «Персона» знакомимся с Татьяной КУДРЯВЦЕВОЙ, заместителем директора института по научной работе и руководителем направления «Экономика» в Институте промышленного менеджмента, экономики и торговли (ИПМЭиТ) СПбПУ. Интервью с Татьяной Юрьевной мы готовили специально к профессиональному празднику — ведь это отличный повод рассказать о своей работе и коллегах, вспомнить учителей. Мы поговорили о современном экономическом образовании, о том, как развивалась ее карьера, не обошли вниманием проблемы современной экономической науки. Но начали, конечно же, с корифеев: Татьяна Юрьевна является ученицей и продолжательницей того, что делал в Политехе замечательный ученый-экономист, специалист в области стратегического управления предприятиями, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ Александр Павлович ГРАДОВ.
- Большую часть своей жизни Александр Павлович отдал Политеху. Он работал профессором на кафедре экономики и организации машиностроительного производства, а затем в 1994 году организовал кафедру «Национальная экономика», которая просуществовала без малого 20 лет. Это была первая кафедра в Санкт-Петербурге и третья в стране, которая начала готовить экономистов по данной специальности. На данный момент практически во всех структурных подразделениях ИПМЭиТ работают преподаватели, которые были учениками профессора Градова. Это мои коллеги Светлана Борисовна Сулоева, Елена Андреевна Мильская, Игорь Васильевич Ильин, Светлана Семёновна Гутман, Татьяна Александровна Богданова, Елена Владимировна Рытова, Анна Борисовна Тесля, Ирина Михайловна Зайченко, Ольга Николаевна Наумова, Денис Сергеевич Безручко, Александра Викторовна Бахмутская, Наталья Викторовна Муханова, Елена Андреевна Иванова, Юрий Георгиевич Коробович.
Вы правильно сказали, Александр Павлович — личность масштабная. Как масштабно и то, что он делал. Тысячи студентов слушали его лекции по истории экономики, основам национальной и региональной экономики, экономической стратегии фирмы, экономическим механизмам, институциональной экономике. Профессор Градов значительно повлиял на становление петербургского экономического сообщества, воспитал плеяду выдающихся ученых, которые занимаются наукой не только на территории России, но и в других странах — США, Финляндии, Италии, Израиле и других. Под его руководством защищено пять докторских и 20 кандидатских диссертаций. И, как настоящий Учитель, Александр Павлович всегда точно определял потенциал и возможности своих учеников, поддерживал и вдохновлял их на научные достижения. К сожалению, в мае этого года профессора Градова не стало, он не дожил месяца до своего 95-летия...
- Впервые мы встретились на традиционном собрании с первокурсниками, когда я была студенткой. На тот момент кафедра была молодая, существовала второй или третий год, коллектив тоже был довольно молодой. Не могу сказать, что у нас сложились какие-то особые отношения, кроме как профессора и студента, но его лекции и семинары отличались на фоне остальных. Александр Павлович уже в то время старался использовать какие-то новые технологии, которые были доступны: тогда ведь не было проекторов, и компьютеры были только в компьютерных классах. Но вместо того, чтобы просто писать мелом на доске, он использовал проектор для проецирования прозрачных пленок, чтобы донести до нас на занятиях максимальный объем информации.
Особенность лекций Александра Павловича была в том, что он всегда рассматривал актуальные вопросы, разбирал текущие экономические процессы и сравнивал их с опытом других стран. Например, экономическая теория, которая на тот момент была относительно новой для большинства, потому что той советской экономики, в которой он работал, больше не существовало, а обучать нужно было, — и он изучал и познавал новые законы рынка вместе с нами. В дальнейшем, когда я уже писала докторскую диссертацию, профессор хоть и не был моим научным консультантом, и уже даже не преподавал, но помогал мне и давал ценные советы для моей научной работы.
- Да. Его особенность была в том, что со всеми своими аспирантами он любил работать в неформальной обстановке, например устроить семинар у себя дома или на даче. Когда обсуждались монографии или научные проекты, мог привлечь людей с разными научными интересами и создать какую-то единую цель и структуру, чтобы объединить людей в один коллектив и создать труд, который будет интересен всем. Часто бывает, что исследовательские группы работают отдельно, а потом объединяют материал — у Александра Павловича же работа всегда сопровождалась коллективными обсуждениями и нередко в домашней обстановке.
- Нет, никогда не рассказывал. Не могу припомнить, чтобы он рассказывал про свою личную жизнь. Даже примеры, которые он приводил на лекциях или на мероприятиях, всегда касались только его профессиональной сферы.
- Он всегда мотивировал нас ставить перед собой амбициозные цели. Когда мы были студентами, он говорил: «Вы — цвет нации». Тогда, для 20-летнего студента, это было непонятно, как это использовать в жизни, и что это значит. Для меня Александр Павлович был идейным вдохновителем. Как и для многих его учеников, которые работают в Политехе.
- Я руковожу направлением «Экономика», а также такими междисциплинарными направлениями подготовки, как «Наукоемкие технологии и экономика инноваций». Результаты нашей научной деятельности мы внедряем в учебные программы. Для меня и моих коллег главная задача — вернуть междисциплинарность в экономическое образование, главная идея которого была утеряна в 90-е годы. Тогда внимание перешло в сферу торговли, финансов, менеджмента, которые были не свойственны Политеху. Если рассматривать историю вуза, то строго экономического образования не было — мы не экономистов готовили, а инженеров-экономистов, и в этом было наше конкурентное преимущество. Сейчас же мы возвращаемся к подготовке многопрофильных специалистов, которые понимают не только экономические аспекты, но и разбираются в технических и информационных составляющих, и в состоянии их экономически обосновать.
- На тот момент, когда я еще была студенткой, существенно изменилась структура рынка, страна переходила от командной экономики к рыночной. Александр Павлович, соответственно, пытался разрабатывать стратегии развития фирмы в условиях перехода к рыночной экономике, потому что это был насущный вопрос. Также он проводил сравнительный анализ институтов национальной экономики, то есть разбирался, чем институты рынка отличаются от институтов командной экономики. Интересно, что всё в мире развивается по спирали, и базовое образование у Александра Павловича было все-таки классическое инженерно-экономическое, а потом, поскольку изменились обстоятельства, нужно было изучать уже совершенно другую среду и другие запросы.
Сейчас происходит возврат к синтезу нескольких дисциплин, потому что с тем, как строить рыночную экономику, мы немного разобрались, но как в этих новых реалиях развивать промышленность — не совсем. Неверно будет сказать, что мы делаем то же, что делал профессор Градов. Мы решаем уже новые задачи, но используем те же принципы, что когда-то Александр Павлович. Как писал профессор Градов, «подготовка высококачественных экономистов требует обязательного включения в учебные планы не только теоретических дисциплин и реальных аспектов экономической деятельности, но и технических дисциплин, в частности, основ технологии базовых отраслей национальной экономики».
- Если говорить о бакалаврских программах, реализуемых в Высшей инженерно-экономической школе, то есть профили «Экономика энергетики» и «Экономика и управление на предприятии» — классические профили, которые изначально существовали в Политехе. Также есть магистерские программы с инженерно-экономической направленностью: «Цифровая экономика и бизнес- аналитика», «Экономика инноваций в энергетике», «Биоэкономика» и с 2023 года планируется открыть новое направление «Экономика и транспортное планирование экосистем». Последнее мы открываем с индустриальным партнером и при поддержке Ассоциации транспортных инженеров. В других школах нашего института тоже активно развивают инженерно-экономическое образование, например по направлению «Менеджмент».
- До начала 2000-х годов экономическое направление в Политехе было интегрировано с реальным промышленным сектором. То есть в основном наши экономисты работали над проектами и задачами советских и российских предприятий. Сейчас наша с коллегами (учениками Александра Павловича) работа направлена на то, чтобы развить совместную проектную деятельность с индустриальными партнерами, как это было тогда, но, конечно, с оглядкой на современные реалии. Идея совместной проектной деятельности появилась несколько лет назад. За это время у нас было несколько проектов с компаниями разных отраслей: ПАО «РЖД», Фонд «Московский Инновационный кластер», группой производственных компаний АО «Швабе» оптико-электронной отрасли, группой транспортных компаний SIMETRA, АО «Интерфакс». В рамках этих программ студенты занимаются не фундаментальной экономической теорией, а прикладными исследованиями.
- Первое, что приходит в голову, — АО «Роснано», агрохолдинг ГК «Юг Руси», ПАО «Газпром Нефть». Мы сейчас обсуждаем проект с Роснано в сфере прогнозирования научных трендов, но пока не получилось до конца согласовать все детали проекта. В скором времени совместно с ПАО «Газпром Нефть» будем реализовывать корпоративную образовательную программу магистратуры «Цифровая экономика и бизнес-аналитика», уже заершено согласование учебного плана и объемов финансирования на развитие и продвижение программы. Возможно, будем сотрудничать со строительной компанией из Екатеринбурга в сфере управления эффективностью их бизнес-процессов и с агрохолдингом в сфере прогнозирования цен на сырье. В реализации наших проектов мы опираемся не только на ресурсы ИПМЭиТ, но и обращаемся за поддержкой к специалистам из других школ, институтов и лабораторий Политеха. Особенно активно взаимодействуем с Мариной Владимировной Болсуновской и лабораторией «Промышленные системы потоковой обработки информации», которую она возглавляет, а также с коллегами с Высшей школы транспорта Института машиностроения, материалов и транспорта (ИММиТ), Высшей школы биотехнологий, Высшей школы промышленно-гражданского и дорожного строительства Инженерно-строительного института (ИСИ). Очень надеюсь на расширение круга общения с коллегами с других институтов, поскольку это существенно раздвигает границы потенциальных проектов для реального сектора экономики.
- В основном занимаюсь вопросами инженерной экономики, кластерной, экономики промышленности и государственного заказа. Например, сейчас в ВИЭШ мы работаем над проектом применения государственного заказа в рамках контракта жизненного цикла для развития инфраструктуры «умных городов». Такие контракты заключаются на длительный период. То есть подрядчик, если построил, например, дорогу, он должен обслуживать ее в течение всего срока эксплуатации, и, соответственно, ему выгоднее построить дорогу так, чтобы эксплуатационные издержки были минимальны. В будущем планируется развитие инфраструктуры городов с помощью этих контрактов. Но на данный момент научная проблема заключается в ценообразовании этих контрактов, так как согласно 44-ФЗ, цена контракта может быть скорректирована на незначительный процент, а когда речь идет о контрактах на 10-20 лет, сложно спрогнозировать цены и технологическое развитие на столь долгий срок. Поэтому в контракте должны быть прописаны параметры, по которым цена может изменяться. В рамках текущего законодательства невозможно заключить контракты жизненного цикла на условиях не только осуществления, эксплуатации и обслуживания, но и дальнейшего изменения технологий в зависимости от того, какое произошло развитие в науке и технике. Поэтому мы проводим исследование, чтобы выявить, какие механизмы в международной практике, и в практике российской экономики существуют, какие параметры могут быть заложены в контракте, с целью изменения положений федерального закона.
- У этого конкретного исследования — да, конечная цель такая. Но нужно иметь в виду, что есть научный результат, а есть механизм достижения этого результата, в данном случае это изменение законодательства, но это лежит уже за пределами научного исследования. Такие задачи стоят перед крупными корпорациями, и они заинтересованы в том, чтобы внедрять новые технологии, которые они и разрабатывают.
Как мне объясняли представители бизнеса, запрос должен идти снизу, потому что законотворцы зачастую не понимают социально-экономических последствий, которые несут за собой некоторые инициативы, потому что они и не работают с этими законами. Поэтому мы должны их направить, показать, как сделать так, чтобы законы работали на людей, а не ограничивали развитие экономики и страны в целом.
Такие инструменты позволяют эволюционно менять национальную экономику. Это, кстати, была одна из ключевых идей Александра Павловича, что России не нужна резкая смена власти, законодательства и революция. Любая экономическая идея должна быть продумана, принята обществом и постепенно интегрирована. Как пример, внедрение государственного заказа в 90-х, который хорошо себя может показать в условиях конкуренции, но на тот момент в России ее не было, и это привело к еще большей коррупции, чем было. Даже спустя 20 лет реформ мы не можем сказать, что у нас конкуренция появилась. По сравнению с США, откуда мы трансплантировали этот инструмент рыночной экономики, где участников на конкурсных торгах в среднем 10-15 компаний, в России — 2-3 участника в среднем. В основном всё закупается через аукционы и закупки единственного поставщика. Поэтому нельзя внедрить не естественный для данной экономики институт. В противном случае потребитель и общество несут огромные транзакционные издержки в виде некачественной таблетки или невкусной каши в школьной столовой. Это серьезно угрожает экономической безопасности страны, что мы исследовали с моим аспирантом, которая уже в этом ноябре защищает диссертацию.
- Не стоило, потому что некоторые вещи России были не свойственны. Этому тоже уделял внимание Александр Павлович, что нужно рассматривать нашу страну в историческом контексте. Нельзя в чистом виде использовать в Российской Федерации принципы реформирования экономической деятельности, которые с успехом использовались в других странах. У нас за всю историю периодов рыночных отношений было в разы меньше, чем в Европе и Америке. Сейчас легко говорить, что мы многое потеряли в плане благосостояния, но на тот момент это, видимо, было не так очевидно. На тот момент казалось, что европейская наука более развита в этой сфере, но потом появилось понимание, что в плане экономических знаний и инструментария мы находимся на одном уровне.
В своей диссертации я, в частности, рассматривала вопрос того, как идеи кластерной экономики перенести на существующие особенности в России, можно ли ее применять, когда институты рыночной экономики не развиты или как ее трансформировать, если это возможно.
- Как говорил Александр Павлович Градов, важнейшей была проблема выбора принципов реформирования национальной экономики с учетом исторически сложившихся в России на протяжении веков взаимоотношений власти и экономической деятельности. И как бы это странно ни звучало, но мне кажется, что нашей стране не свойственна рыночная экономика. Частная собственность, особенно бизнес — это экономическая, социальная и тому подобная ответственность, которую частный сектор не всегда готов на себя взять. Европа своих предпринимателей воспитывала все-таки не десятками, а сотнями лет.
Сейчас Россия находится на этапе активного развития, а главное — формирования долгосрочных планов развития, это тоже была одна из основополагающих идей Александра Павловича. Он говорил, что без понимания целей и задач, без стратегии мы не сможем получить ни один результат, и приводил в пример индикативное планирование в Японии в условиях рыночной экономики. Сейчас в России активно реализуются различные целевые программы, в рамках которых как раз и установлены целевые индикаторы развития нашей страны.
- Я не только хочу поздравить всех коллег с Днем экономиста, но и раз представилась такая возможность — поздравить руководителя моей докторской диссертации Дмитрия Григорьевича РОДИОНОВА с 50-летним юбилеем, который он отмечает как раз сегодня! Дмитрий Григорьевич очень грамотный руководитель — внимательный к научным идеям и чуткий к профессиональным потребностям коллег. Он, как и Александр Павлович, внес вклад в становление моей личности.
Также я бы хотела вспомнить слова Александра Павловича Градова: «Преподаватель вуза должен помнить, что от его умения донести до студентов не только профессиональные знания, но и преподать им исторически сложившиеся морально-этические критерии поведения в сложных социально-экономических жизненных ситуациях, зависит будущее нашей страны».
Я желаю моим коллегам работать на благо нашего великого Политехнического университета и вносить вклад в рост благосостояния России!
Александра АНИСИМОВА