Виктория Бразовская: «Политех дал мне больше, чем я рассчитывала»
Студенты и молодые ученые СПбПУ не раз становились победителями конкурса на соискание медалей Российской академии наук (РАН). 2021 год не стал исключением — студентка 2-го курса магистратуры Высшей инженерно-экономической школы Института промышленного менеджмента, экономики и торговли СПбПУ Виктория Бразовская награждена медалью и премией РАН в направлении «Экономика» за научную работу «Исследование возможностей влияния возобновляемой энергетики на устойчивое развитие территорий Арктической зоны РФ».
О том, что помогло Виктории (кроме имени, конечно) добиться такого высокого результата, о студенческих годах и первом преподавательском опыте рассказываем в очередном выпуске спецпроекта «Персона».

- Виктория, прежде всего, поздравляем с победой. Это было неожиданно?
- Да, так как я слышала, что только одному-двум людям в год по каждому направлению присуждают такую награду. Сейчас признание самых авторитетных ученых нашей страны — это главное мое достижение, хотя и раньше мои работы побеждали в конкурсах: на стипендию Научного фонда экономических исследований академика Н. П. Федоренко, грант комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, грант Фонда Владимира Потанина.
- Почему выбрали такую тему для своей работы и каким вы видите ее практическое применение?
- Так как моя специальность связана с энергетикой, было необходимо заниматься исследованиями в энергетическом секторе. Кроме того, здесь не последнюю роль сыграла моя заинтересованность в изучении экологических проблем территорий (кстати, на первом курсе магистратуры я смогла стать призером олимпиады «Я — профессионал» по направлению «Экология»). Так получилось, что однажды, при обсуждении рабочих вопросов, я случайно познакомилась с моим будущим научным руководителем — доцентом Высшей инженерно-экономической школы ИПМЭиТ, кандидатом экономических наук Светланой Семёновной Гутман. Выяснив, что у нас общие научные интересы, мы решили поучаствовать в конкурсе научных работ по возобновляемой энергетике, который организовывала Ассоциация развития возобновляемой энергетики (АРВЭ). Я начала изучать возобновляемую энергетику, ее возможности, положительные стороны и недостатки. Постепенно мы решили сконцентрировать внимание на Арктических территориях, так как именно они особо уязвимы и подвержены антропогенному влиянию. Была построена модель, которая показала, на какие факторы мы можем воздействовать, чтобы снизить негативное влияние человека.
Уже в магистерской диссертации я расширила тему до общероссийского уровня и разработала последовательность, где посредством различных методов принятия решений, в зависимости от целей внедрения возобновляемой энергетики на определенной территории, можно сделать выбор в пользу того или иного вида возобновляемого источника энергии.
- Ваши исследования Арктики чисто теоретические или вам довелось побывать на Крайнем Севере? Вообще, где вы бывали в России, много ли ездили по стране?
- Пока да, исследования носят теоретический характер с применением статистического инструментария. Но я очень надеюсь, что смогу посетить районы Крайнего Севера. В старшей школе мне посчастливилось съездить во Всероссийский детский центр «Океан» во Владивостоке. Осталось в памяти, что это один из немногих городов, который не похож ни на какой другой. Поэтому география моих путешествий по России простирается от Дальнего Востока до Европейской части.

- Откуда вы родом, из Петербурга?
- Родом я из Алтайского края, поэтому горы для меня — место силы. Каждое лето я стараюсь выезжать в Республику Алтай и заряжаться на грядущий учебный год. В этом году путешествовала по Кавказу, покоряла Эльбрус и удивилась, насколько разными бывают горы.
- Почему вы решили поступить в Политех и выбрали именно ИПМЭиТ?
- Меня привлекла междисциплинарная направленность специальностей. Идти на полностью техническое направление было страшно, а экономика охватывает многие сферы жизни, но зачастую не хватает специалистов, которые бы могли не только «посчитать», но и разбирались в технических моментах. Бакалавриат я окончила по направлению «Экономика энергетики», а в магистратуре решила закрепить знания на направлении «Экономика инноваций в энергетике» и... погрузилась в науку. Политех объединяет многих людей, делая их не только одной командой, но и большой семьей.
- Что сильнее всего впечатлило на первом курсе?
- Если честно, не совсем помню свой первый курс. Скорее всего, мы все пытались влиться в процесс обучения. Я не могла решить, чем бы мне хотелось заниматься. Возможно, не хватало людей, которые показали бы, что наука — это так увлекательно. Сейчас через студенческое научное общество ИПМЭиТ я на своем опыте помогаю студентам младших курсов определиться с направлением, в котором им было бы интересно развиваться. Вместе с коллегами из других высших школ мы стараемся создать современный образ молодого ученого, показывая, что заниматься наукой и реализоваться в академической сфере может каждый, кому это по душе.
- Трудно было учиться в первом семестре или быстро адаптировались?
- В первом семестре было абсолютно не сложно, так как загружали нас не сильно, а многие предметы были общеобразовательными. Самое сложное и интересное началось после распределения по профилям на третьем курсе, когда нам начали преподавать не только экономические дисциплины, но и напрямую связанные с энергетикой.

- В какой момент появилось желание заниматься наукой?
- Осознанно это желание появилось уже в магистратуре. Работая в научном отделе Высшей инженерно-экономической школы, я смогла быстро уяснить, какие основные требования предъявляются к научным исследованиям и их оформлению. А в процессе обучения в магистратуре я изучила многие методы исследования, которые можно применять в зависимости от набора данных и желаемого результата.
- С кем из преподавателей было интереснее всего?
- Я была удивлена, сколько увлеченных и разносторонних преподавателей у нас в Политехе. Когда общаешься с ними на занятиях, а потом и по рабочим моментам, то постоянно узнаешь что-то новое и познавательное. Многие из моих коллег стали для меня примером трудолюбия и грандиозной самоорганизации. Работая в бешеном темпе, они успевают всё и даже больше.
- Оставалось время для студенческой жизни? Чем занимались во внеучебное время?
- В бакалавриате я посвящала всё свободное время спорту и даже выучилась на профессионального фитнес-инструктора. Кроме того, была волонтером на многих спортивных мероприятиях международного и всероссийского масштаба. Сейчас пытаюсь соблюдать баланс во всём, хотя работа занимает, конечно, большую часть времени. Но именно спорт, которым я всегда занималась с детства, научил меня огромной выдержке и самодисциплине.
- Каким видом спорта вы занимались или занимаетесь (кроме фитнеса)? Есть ли у вас кумиры в спорте?
- Я ходила на дзюдо, и моим кумиром в детстве был мой папа, который занимался самбо, а также Иван Нифонтов, дзюдоист мирового уровня из моего родного Барнаула, завоевавший бронзовую медаль на Олимпийских играх. К сожалению, зачастую профессиональный спорт сопровождается серьезными проблемами со здоровьем, поэтому пришлось его оставить.

- У вас есть любимое место в Политехе?
- Вся территория университета вызывает приятные эмоции, особенно в осеннее время. Самые теплые воспоминания связаны с Главным зданием, где мы сначала подавали документы на зачисление, а потом, спустя несколько лет, фотографировались в мантиях на выпускном. Сейчас я веду занятия в Главном здании и каждый раз восхищаюсь красотой и атмосферой этого места.
- После окончания Политеха вы остались здесь работать?
- Уже третий год работаю в Высшей инженерно-экономической школе. С этого года, став ассистентом, преподаю экономику первокурсникам технических направлений, занимаюсь развитием научного журнала, участвую в грантах и исследованиях. Возможно, именно успехи в науке показали мне, что я могу этим заниматься и ставить перед собой даже самые невероятные цели. Обсудив всё с научным руководителем, я приняла решение остаться работать в Высшей школе, планируя в дальнейшем защитить кандидатскую диссертацию.
- Что вы можете сказать о первокурсниках? Они похожи на ваше поколение или другие? Получается найти с ними общий язык?
- Первокурсники очень разные. Радуюсь, когда вижу заинтересованных молодых людей, а не просто тех, кто пришел «отсидеться» на парах. Довольно часто их вопросы наводят меня на неожиданные мысли и размышления, мне нравится, что мы говорим на одном языке. Я чувствую, что мы — одно поколение. С той лишь разницей, что со стороны большего опыта я могу ответить на их вопросы, которые в свое время возникали и у меня. Молодой преподаватель, по моему мнению, является наставником и ориентиром для студентов младших курсов.

- Вуз оправдал ваши ожидания?
- Я думаю, что Политех дал мне даже больше, чем я рассчитывала. Надеясь просто получить образование, которое поможет мне стать востребованным специалистом на рынке труда, я получила знакомства с необыкновенными людьми, интересные командировки, возможность раскрыть свой потенциал и построить карьеру в академической сфере.

