Виктор Борисенко: «Придут новые поколения студентов-актёров, и всё повторится сначала»
Студенческому театру Политехнического университета в 2023 году исполнится 50 лет. Но его полувековая история началась не в Политехе, а в Институте машиностроения ЛМЗ-ВТУЗ (сокращённо ПИМаш). Однажды (дело было в 1973 году) студент четвёртого курса турбиностроительного факультета Виктор Борисенко решил поставить спектакль. И — ставит их до сих пор. Позже Виктор Филиппович получил второе высшее образование — режиссёра. Он и театр стали неразлучны.
В 2011 году ПИМаш объединили с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого, и Политех, где уже был свой театр «Глагол», стал уникальным (возможно, единственным) техническим вузом с двумя театрами. Но ни один из них не потерялся на фоне другого — они самобытные и разные.
В год 50-летия «Глагола» героем нашего специального проекта «Персона» стал художественный руководитель театра Константин Гершов. А сегодня мы беседуем с художественным руководителем Студенческого театра Виктором Борисенко.
- Виктор Филиппович, расскажите о своём детстве. Где вы росли, в какие игры играли, что запомнили из школьных лет?
- Родился в простой рабочей ленинградской семье. Детство прошло в играх мальчишек во дворе в Сапёрном переулке, что в центре города, в Таврическом и Летнем садах, в ЦПКиО имени Кирова, летом — в посёлке Лисий Нос. Рядом со школой был Большой театр кукол, куда учителя нас водили несколько раз в год. А старшая сестра, на чьё попечение меня оставляла мама, брала меня с собой на репетиции и концерты в Капеллу, где она пела в хоре. Восьмилетняя школа запомнилась заботой и любовью учителей к ученикам. Классный руководитель Тамара Павловна Чижова жила в Сосновке, привозила малышей кататься на лыжах на озере, а потом согревала чаем у себя в маленькой квартире. В старших классах учительница Вера Дмитриевна Гуревич ездила с детьми на экскурсии в Москву, Киев, Ригу, Очаков, Одессу, Николаев, Аглону и на Чёрное море. Часто мы ходили с классом в походы по Ленинградской области. Сохранились самые светлые и добрые воспоминания об учителях, которые уделяли детям много внимания.
- Не тогда ли появилась мечта о театре?
- Помню, нас водили на «Бориса Годунова» в Кировском (Мариинском) театре. Сидели на галёрке, прижавшись друг к другу коленками. Громада впечатлений свалилась на нас. Всего много, неожиданно и очень серьёзно. Потом были целые школьные абонементы, где шли балетные и оперные спектакли, сменяя друг друга, или органные концерты в Большом зале филармонии, в Капелле. Поразил меня в 11 лет Иннокентий Михайлович Смоктуновский в фильме «Гамлет» Григория Козинцева. Летом с мальчишками рванули из Лисьего Носа, где отдыхали, в кинотеатр «Великан», так как только там показывали этот фильм. На 10-часовом сеансе с самыми дешёвыми билетами зрителей в зале было мало, услышал, как какие-то дамы говорили между собой о нас: «А эти-то сопляки зачем пришли?» А мы пришли за потрясением, которое лично мне определило всю жизнь! «Буду артистом», — сказал себе я, подросток, после фильма, но стал режиссёром.
- А почему поступили в Институт машиностроения?
- Мечтал стать артистом, а поступил на завод-втуз при Ленинградском металлическом заводе (потом его уже назвали Институтом машиностроения). В семидесятые годы мне было не до театрального института, нужно было на что-то жить, а во втузе через год студенты работали на заводе и получали зарплату. Но сразу после окончания поступил на кафедру театрального искусства Высшей профсоюзной школы культуры (ныне — Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов).
- У вас были единомышленники или вы в одиночку продвигали свою идею создать театр?
- Как многие мальчишки, в школе играл на гитаре, потом в ансамбле, начинал это делать и во втузе, где не было никакого клуба, а студентов отправляли в клуб ЛМЗ. Как-то было не очень уютно, когда во всех вузах что-то есть творческое, а у нас нет. На четвёртом курсе предложил однокурсникам что-нибудь организовать. Студент Миша Осадчев хорошо писал стихотворные эпиграммы. Ему я подбросил идею написать сценарий на тему «Божественной комедии», но про студенческую жизнь. Миша написал стихи, которые помню до сих пор. Ребята заинтересовались и стали придумывать, как лучше это сделать. 5 декабря 1973 года сыграли спектакль, который понравился зрителям. Профсоюзная организация ЛМЗ пригласила повторить спектакль для своих работников, декан технологического факультета профессор Пётр Владимирович Камнев попросил сыграть для студентов его факультета, а Калининский райком комсомола предложил поставить спектакль «Ленинград. Блокада», который мы потом возили по Ленинградской области, так как приближалась юбилейная дата. В результате всего этого сложился творческий коллектив студентов, которые хотели и дальше делать спектакли и показывать зрителям. Никакой идеи создать свой театр не было, просто играли спектакли в своё удовольствие.
- Сколько человек поначалу было в театре? Наверное, каждый из них привнёс что-то своё?
- Первым артистом в театре был Николай Алехов, мой одноклассник, которого я пригласил в студенческий театр сыграть роль Бога в самой первой постановке, так как в школьных спектаклях мы вместе играли у классного руководителя Веры Дмитриевны Гуревич. Поиграв 10 лет у нас в театре, Николай, когда меня на два года призвали служить в армию, сначала перешёл в команду КВН Ленинградского политехнического института, а потом, получив профессиональное театральное образование, работал на эстраде. Были и другие участники, которые стали театральными профессионалами. Большинство же выросло в успешных инженеров. Например, Игорь Беленкис был шефом-монтажником при строительстве гидростанции во Вьетнаме, или Леонид Шакуров — главный металлург Завода турбинных лопаток, или Вячеслав Добрынин, который, проработав много лет инженером на ЛМЗ, организовал свое предприятие и стал специалистом международного уровня.
- Вы сами играли на сцене?
- Иногда играл. Был случай, когда артист Михаил Осипов пропустил репетицию без уважительной причины (а дело было перед гастролями в московском втузе), и я как режиссер отстранил его от поездки. Пришлось играть его роль самому. Ночью в поезде учил текст, а днём вполне прилично сыграл. Что же касается Миши Осипова, то он потом получил профессиональное театральное образование и с успехом работал на эстраде.
- Сейчас, с учётом многолетнего опыта, вы бы покритиковали те свои первые постановки или не меняли бы ничего?
- «Дилетанты спасут театр», — говорил Всеволод Мейерхольд. Тот наивный и искренний художественный порыв первых спектаклей уже никогда не повторишь, потому что теперь знаешь, как можно делать, а как нельзя. Той увлечённости, как в молодости, уже никогда не будет. Поэтому сегодня, общаясь с молодёжью, стараюсь не погасить в них желание творить, лишь бы у меня хватило терпения объяснять, что и как в искусстве. В семидесятые годы на любительской сцене нельзя было показать ничего, если на сценарии не стояло «Разрешено к исполнению». Спектакли смотрели специалисты Ленинградского дома художественной самодеятельности. Так к нам пришли режиссёр Владимир Александрович Галицкий и театровед Тамара Владимировна Питкевич. Посмотрев и проанализировав спектакль, они сказали, что мне есть смысл учиться режиссуре серьёзно и направили на курсы к профессору Театрального института Аркадию Иосифовичу Кацману. А Коле Алехову, который играл главную роль в первом спектакле, посоветовали учиться актёрскому мастерству в училище при консерватории имени Римского-Корсакова.
- Сколько сейчас актёров в театре? Расскажите о постоянной команде, которая занимается созданием спектаклей.
- В последние годы сложилась примерно постоянное количество студентов в театре — 80 человек. Специфика Студенческого театра в том, что состав постоянно меняется, а спектакли делать надо. Для этого есть студия первого курса, которой руководит опытный педагог и режиссёр Ольга Владимировна Лыткина. Принцип прост — эти студенты ушли, окончив университет, — успей подготовить следующих на их место. Всегда жаль расставаться с ребятами, но это, как в школе. Если учесть, что почти все наши артисты-студенты постоянно живут в других городах, уезжают домой не только на каникулы, но и после окончания университета, то добиться высокого художественного уровня спектаклей весьма сложно. Во втузе было проще — там учились только коренные петербуржцы, и не четыре, а шесть лет. Значение же театра для молодых людей из разных регионов России только возрастает.
- В этом году Студенческому театру исполняется 50 лет. За это время поставлено больше 50 спектаклей. Какие запомнились?
- Поставили 71 спектакль, побывали на 35 фестивалях. Запомнились спектакли, получившие наибольшее число наград у нас в стране и за рубежом. «Счастье мое» Александра Червинского, где главную роль играла Ольга Лыткина, которая сегодня руководит студией у нас в театре, «Рубль шестьдесят — не деньги» Виктории Токаревой, с Алексеем Едошиным в главной роли — сегодня он режиссёр в Александринском театре, «Маратик» Алексея Арбузова, где главную роль играла Мария Сафонова, а сейчас она играет в спектаклях Яны Туминой на сцене БДТ. Спектакль «Прощание в июне» Александра Вампилова, получивший высокую оценку на фестивале в Уральском политехническом университете, был направлен в Германию и в Литву.
- Расскажите об Ольге Лыткиной, в конце прошлого года она выпустила новый спектакль «Свидетельские показания» ...
- Режиссер Ольга Владимировна Лыткина пришла к нам в театр ещё школьницей, когда училась на подготовительных курсах для поступления во втуз. Девочка сыграла роль Дуняши в «Женитьбе» Николая Васильевича Гоголя и осталась в театре на много лет. Прекрасно играла во всех спектаклях, получила несколько дипломов всероссийских фестивалей «За лучшую женскую роль», после окончания втуза осталась работать в институте и руководить театральной студией. Училась в Москве на режиссёрских курсах и вот ставит уже не первый спектакль. Прошлой весной получила приглашение на семинар-лабораторию по режиссуре в Союз театральных деятелей России к профессору ГИТИСа Михаилу Николаевичу Чумаченко. Успешно отучилась, получила грант от СТД РФ на постановку и выпустила очередной спектакль. Молодец! Успехов ей!
- Сложно было показывать спектакль «Однофамилец» по повести выпускника Политеха Даниила Гранина, зная что в зале среди зрителей сидит его дочь? И как вы считаете, произведение актуально для нынешней молодежи?
- Даниил Гранин — один из любимых моих писателей, его произведениями я зачитывался в молодости. «Иду на грозу», «Искатели» и другие фильмы по его произведениям смотрели все по много раз. Даниил Гранин поразил меня не только как писатель, но и как человек, который в блокадном городе, будучи инженером, выпускником Политеха, давал свет в дома людям, а после войны выступал перед немцами в парламенте и рассказывал о блокаде в Ленинграде. Дочери писателя наш спектакль понравился, и она приглашала выступить на фестивале имени Даниила Гранина, но к этому моменту студенты, что играли в спектакле, уже стали выпускниками. Современной молодёжи интересно читать Даниила Гранина, а вот ставить его сложно, потому что автор никогда не писал пьес, а только киносценарии.
- Как вы выбираете, какие спектакли ставить в тот или иной период времени? Как выбираете авторов?
- Если бы состав актёров был постоянным, то я бы выбирал по принципу актуальности пьесы. В наших условиях выбор пьесы определяется тем составом исполнителей, который сложился сегодня, их актёрским опытом, способностями и желанием играть на сцене. Поэтому как лучший учебный материал выбираются классические произведения, например, «Двенадцатая ночь» Уильяма Шекспира. Это труднейшая работа, которой мы занимаемся уже третий год, чтобы чему-то научиться. Когда же ребята проиграли 17 раз «Двенадцатую ночь» перед зрителями, то после этого за два месяца смогли выпустить два приличных спектакля по современным пьесам — «Лифт» и «Селфи forever». Завтра придут другие студенты — и всё с начала.
- За 50 лет в жизни театра было много событий, встреч, гастролей. Какие из них самые яркие?
- Встреча с писателем и драматургом Евгением Водолазкиным, который впервые увидел свою пьесу «Музей» на нашей сцене. Гастроли в Театре Наций по приглашению народного артиста России Евгения Миронова со спектаклем «Однофамилец». Мастер-класс для студентов Политеха народного артиста России Авангарда Леонтьева в Москве с последующим его выступлением у нас в Белом зале. Фестиваль в МГУ со спектаклем по рассказу Виктории Токаревой «Рубль шестьдесят — не деньги». Все фестивали во всех крупнейших вузах России, а также во Франции, Германии, Литве, Болгарии, Латвии и Румынии.
- А какие города, зрители запомнились больше всего?
- Турнон-сюр-Рон во Франции. Шекспировский фестиваль. Играть нужно было во дворе средневекового замка с заходом солнца, под открытым небом под крики чаек и плеск волн, под бой колокола на старинной башне и дуновения ветра, который качал наши лёгкие декорационные шары с цветными лампами внутри, помогая играть «Бурю» Шекспира! Казалось, что природа стала частью нашей постановки. Красотища, сказочно, незабываемо! Вернувшись в Санкт-Петербург, я сказал, что такое бывает только раз в жизни!
Спектакль понравился зрителям и наутро французы пригласили нас искупаться в голубом бассейне в скалах, потом на экскурсию в средневековый замок и на вечер французской песни в кафе. Через неделю, когда мы выезжали ночью в аэропорт, на дороге нас вдруг остановили другие участники фестиваля — французы, немцы, итальянцы и марокканцы, которые специально не спали, чтобы проводить нас! Было очень трогательное расставание.
А в Болгарии было принято, что фестиваль студенческих театров начинается с прохода участников по городу. Когда знаменосцы вынесли флаг России перед нашей делегацией, мы были тронуты этим знаком внимания со стороны болгар. Впервые мы осознали, что для людей на этом форуме, а люди буквально со всего мира, мы — представители Россия! Трогательно, торжественно и ответственно. Рад за студентов Политеха, которые достойно выступили со спектаклем «Маратик» Алексея Арбузова о подростках в блокадном Ленинграде.
- Какие награды и достижения театра для вас наиболее значимы?
- Для меня — оценка коллег, премия «Признание» Союза театральных деятелей РФ «За вклад в развитие любительского театра в России». Для театра — Гран-при на международном межвузовском фестивале «Весна УПИ в Уральском федеральном», где ребята дважды выигрывали у других студенческих театров.
- Каждый год украшением Губернаторского бала становятся актёры Студенческого театра Политеха. Стараетесь ли вы привнести что-то новое в их выступление?
- От первых балов, где ребята одевались в костюмы шутов, и до последних, когда возникли фраки и кринолин в дамских платьях, произошло и актёрское развитие: изменились осанка, манеры, движения, ритуал, причёски, стиль. Самым неожиданном для меня стало то, что, когда нам подарили несколько календарей, студенты наперебой стали просить: «Дайте мне!». Оказалось, что на главной странице — их фотография с Губернаторского бала.
- Второе событие с непременным участием Студенческого театра — Масленица. Кто придумывает номера для неё? Удаётся ли ребятам поесть блинов на празднике?
- Поначалу я как режиссер придумывал и расписывал номера и конкурсы для актёров. Сейчас они сами научились это делать лучше меня. Я лишь подбрасываю идею, например, вы — бродячие артисты с чемоданами. Смотрю, а они придумали конкурс: кто больше пустых чемоданов сможет перенести от точки А до точки Б, не уронив ни одного. Образовалась даже очередь из желающих поучаствовать! В награду же каждый раз наших артистов угощают вкусными блинами. Спасибо!
- Кстати, о еде. Был ли когда-нибудь у вас в театре буфет? И будет ли после реконструкции здания на Полюстровском?
- Раньше было принято играть спектакли в два и три действия во всех театрах, тогда и возникала потребность в буфете. Сегодня, за редким исключением, спектакли идут час с небольшим. По проекту реконструкции нашего зала предусмотрен буфет, а что будет — посмотрим. Что же касается нашего театрального зала, где мы 40 лет играли, пока не известно, когда его отремонтируют. Поэтому вот уже третий год мы играем в коридоре соседнего здания, который оборудовали под сцену и зрительный зал. Кстати, именно в этом типовом школьном здании, где с одной стороны спортивный, а с другой стороны актовый зал, мы играли свой первый спектакль 5 декабря 1973 года. 50-летие Студенческого театра, возможно, отметим в отремонтированном главном корпусе, где на третьем этаже есть коворкинг.
- Несколько студентов, играя в вашем театре, после окончания вуза (или даже не окончив его) связали свою жизнь с актёрской или режиссёрской профессией. Например, совсем недавно Иван Михайлов и Александр Гошуков ушли из Политеха, чтобы учиться режиссёрскому делу. Расскажите, как сложилась их творческая карьера. Не жалеют ли о том, что не стали инженерами?
- По статистике лишь один процент от занимающихся в любительском театре людей потом становится профессионалами в театре. Мы в рамках статистики: пройдёт 100 человек — один станет профессионалом. Так как в театре за без малого 50 лет занимались уже не десятки и сотни, а тысячи студентов, то как раз в этот один процент вошли наши 30 профессионалов, которые с успехом работают в лучших петербургских театрах. Я рад за них, что они нашли свое призвание, а значит людям принесут больше пользы. Что же касается конкретно названных фамилий, то Иван Михайлов с отличием окончил бакалавриат Политеха и работает инженером в театре Балтийский дом. Александр Гошуков окончил Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ) в мастерской Григория Козлова и работает режиссёром.
- «Выпускники» театра дружат с нынешним поколением актёров? Они играют вместе на сцене, или посещают спектакли как зрители?
- Все, кто стал профессионалами, окончили РГИСИ, куда не так просто поступить и тем более окончить на хорошо и отлично. Это их собственная заслуга как результат напряжённого труда и подлинного таланта. Рад за ребят и спасибо им за помощь! За первый семестр студенты Политеха посетили бесплатно восемь спектаклей в Александринском театре, где режиссёрами работают наши «выпускники» Антон Оконешников, Алексей Едошин, актёром — Валерий Степанов. Юрий Сташин из Молодёжного театра и Станислав Каблуков из Театра комедии регулярно смотрят наши спектакли, проводят мастер-классы. Алла Дружинина после первого курса втуза поступила в музыкальное училище при консерватории имени Римского-Корсакова, стала артисткой, потом режиссёром телевидения сначала в Ленинграде, потом в Москве. Делала передачи по ТВ о нашем театре. Особенно интересная передача была о том, как много артистов находят своё личное счастье — больше 15 семей образовалось у нас в театре! Выйдя на пенсию, Алла Геннадьевна не пропускает ни одного нашего спектакля, дарит цветы студентам и учит работать над ролями. Этот список можно ещё продолжать и добавлять в него и тех, кто стал хорошими инженерами. Связь Студенческого театра и выпускников Политеха не прерывается.
- Увидим ли мы ещё старые спектакли «Маратик», «Музей», «Однофамилец»?
- К сожалению, нет. Люди, которые в этих спектаклях играли, окончили Политехнический университет, в театре не работают, живут в разных регионах нашей страны. Остались только хорошие воспоминания, фотографии, видеозаписи спектаклей и встречи с некоторыми из исполнителей. В открытой ВКонтакте группе «К 50-летию Студенческого театра Политеха» любой желающий может увидеть старые фотографии и видеозаписи.
- Как планируете отмечать юбилей?
- Когда-то мы играли «Юбилей» Антона Павловича Чехова и поняли, что каждодневная работа между юбилеями гораздо важнее самих юбилеев. Лучше всего сыграть в этот день какой-нибудь хороший спектакль и поблагодарить зрителей за интерес и внимание к нам.
- Что бы вы хотели пожелать театру в преддверии 50-летия?
- Всегда оставаться студенческим театром, чтобы поколения актёров- студентов менялись, приходили новые молодые люди, играли, пробовали свои силы, чтобы было вечное движение и обновление! Успехов студентам в учёбе и театральном творчестве!
Фото Вероники Жуковой и из архива театра