Мы – в нацпроектах «Наука» и «Образование»
Персона
15 Сентября 2023
586

Анастасия Караваева: «Все проводники немного психологи»

Сезон студенческих отрядов недавно подошёл к концу, и бойцы вновь окунулись в будни, наполненные учёбой и разными событиями. Но в сердце остались тёплые воспоминания об увлекательных путешествиях и трудовых днях с друзьями. А кто лучше всех знает о поездках по стране? Конечно, проводники. В отряде «Проворный» студентку 4 курса Инженерно-строительного института Анастасию Караваеву бойцы называют «проводником радости». В интервью она рассказала, в чём сложность работы проводником, каким получился этот сезон и как дарить людям радость.

Анастасия Караваева 

- Анастасия, расскажите немного о себе. Откуда вы, почему выбрали Санкт-Петербург и Политех?

- Я из Якутии, города Нерюнгри. В мои планы не входило уезжать так далеко от дома. Но одноклассники пригласили меня с собой в Санкт-Петербург, и я не смогла отказаться. Так состоялась моя первая встреча с Питером. Политехнический университет покорил разнообразием направлений, большим количеством активностей, красивой архитектурой. Я поступила на специальность «Техносферная безопасность».

- В Политехе много направлений деятельности. Как вы познакомились с отрядами и почему выбрали именно проводников?

- На первом курсе моя одногруппница стала бойцом и рассказывала много историй из отрядной жизни. На следующий год она позвала меня на ярмарку отрядов. Из всех вариантов выделялся «Проворный» другим цветом строёвок. Меня приветливо и дружелюбно встретили, всё объяснили. И мне очень захотелось попробовать себя в роли проводника.

Отряд «Проворный»

- Чтобы стать бойцом «Проворного», нужно пройти специальное обучение. Как долго оно длилось и было ли сложно сдать экзамен?

- Дистанционные занятия проводит «РЖД», а очный этап проходит в Политехе, где бойцы читают лекции. Через полтора месяца обучения кандидаты сдают экзамен. Если посещать все занятия, то сложностей не возникнет. После этого бойцы получают рабочую форму, и начинается ожидание сезона. Новые друзья, знакомства, красивые виды за окном и путешествия по городам России — это идеальное времяпрепровождение.

Чтобы стать бойцом «Проворного», нужно пройти специальное обучение 

- Длительные поездки, каждый день разные пассажиры — сложно ли работать проводником? Удаётся отдохнуть между рейсами?

- Эта работа не простая, ведь нужно много знать о строении и оснащении вагона, классах обслуживания в поездах, правилах пассажирских перевозок, качестве обслуживания. Для меня самое трудное, когда ставят в одни и те же рейсы подряд. Если не менять маршрут, работа становится монотонной. Но дружная компания помогает и в этом.

Конечно, мы отдыхаем. Порой получается и во время рейса, если позволяет расстановка в вагонах. Самое главное — чётко договориться с напарником о рабочих и выходных сменах. Когда мы приезжаем на конечную остановку, обычно есть время погулять по городу, сходить в магазин, поболтать с друзьями, словом, отвлечься от работы. Когда рейс подходит к концу, мы возвращаемся домой, в Петербург, отдыхаем и готовимся к следующей поездке.

После путешествия Анастасия возвращаемся домой, в Петербург, отдыхает и готовится к следующей поездке 

- На лето ваш отряд делится на небольшие бригады. Почему выбран такой формат?

- За счёт небольших бригад исчезает вероятность работать в одиночку. А если получается встать в один рейс с другой бригадой, то поездка становится ещё проще.

- Сколько рейсов у вас было этим летом?

- Девять рейсов. И каждый по-своему интересен. Чаще всего мы с бригадой ездили в Анапу. Рейс в Москву короткий, обычно нужно работать в вагоне самостоятельно. Зато в Москве есть время подготовиться к обратному рейсу, погулять по городу. Например, мы несколько раз были на Красной площади, посмотрели ярмарки и посетили выставку цветов. Рейс в Смоленск немного дольше, чем московский. Путь интересен короткими станциями, очень атмосферными и живописными. Мне очень нравится смотреть на небольшие домики в лесу.

Первая поездка сезона была в Сухум

Сухум — это самый длинный рейс, ехать в одну сторону около двух с половиной суток. Зато любуешься красивыми видами за окном, которые заметно меняются, когда поезд пересекает границу с Абхазией. Нам повезло, что начальник поезда был с нами на одной волне, поэтому любые ситуации решались легко и быстро. Пассажиры рассказывали интересные истории, и в знак благодарности за нашу хорошую работу угощали ягодами, фруктами, сладостями.

- Из всех трудовых сезонов какой рейс запомнился больше всего?

- В мой первый сезон всё казалось необычным. Но особенно хочу выделить город Осташков Тверской области. Не так много отрядников имеет возможность отправиться туда. Плюс этого рейса в том, что там большой перестой, около 18 часов. Мы смогли прогуляться по городу, вкусно покушать в кафе, но самое главное — мы посетили местную достопримечательность Селигер. Это очень красивое озеро ледникового происхождения. Его нужно хотя бы один раз увидеть, чтобы осознать, насколько оно прекрасное.

Рейс в город Осташков Тверской области, отряд на Селигере

- Сложно ли взаимодействовать с пассажирами? Можно сказать, что проводники в какой-то степени ещё и психологи?

- Сложность состоит в большом объёме информации, которым хотят с тобой поделиться. В каждом рейсе, особенно длительном, пассажиры подходят пообщаться: рассказывают о жизни, делятся эмоциями и переживаниями. У меня не раз случались душевные разговоры с «попутчиками». Думаю, что и меня, и проводников в целом можно немного считать психологами. Нам интересно общаться с пассажирами, а у них появляется возможность выговориться.

- В связи с принятием нового закона, по которому пассажир верхней полки имеет право сидеть на нижней на время приёма пищи, возникали ли вопросы и непонимания в поездках?

- Мы работали в летний период, когда этот закон еще не издали, но он был у многих на слуху. Поэтому пассажиры пытались ссылаться на него, и порой возникали некоторые разногласия. Лично у меня был один такой случай, но мне и начальнику поезда удалось разрешить конфликт мирно и спокойно.

Анастасия на работе 

- Анастасия, откройте секрет, сколько весит мешок с собранным постельным бельём? Как девушки его закидывают на верхние полки?

- Если работать в плацкарте, то в одном мешке десять комплектов белья, если в купе — пять. Чаще всего я работала в плацкарте, каждый мешок у меня весил около семи килограммом. Закидывая весь сезон бельё на верхние полки, можно хорошо прокачать руки и плечи, разработать спину. Главное — делать это максимально аккуратно. А лучше попросить помощь у парней, как делала я!

- Опыт работы проводником может быть полезен в жизни?

- Несомненно, особенно в общении с людьми. Мне теперь намного легче разговаривать с другими и решать их проблемы.

Бал 

- Кем вы видите себя в будущем?

- После окончания вуза планирую работать по направлению, в приоритете охрана труда и промышленная безопасность. Если в дальнейшем свяжу свою карьеру с железной дорогой, то в сфере безопасности.

- Расскажите о своих увлечениях.

- Не люблю сидеть на месте и быть без дела, поэтому мне многое нравится. Я была адаптером, куратором для кандидатов на отрядных мероприятиях, занимаюсь организаторской деятельностью. В ближайшее время хочу попробовать себя в чём-то творческом, может, в режиссуре. В школе я увлеклась бальной культурой, потому что это очень красиво, торжественно и официально. Узнала о Весеннем бале студенческих отрядов Политеха и поняла, что это судьба. Стараюсь не пропускать балы, очень люблю танцевать.

Бойцы отряда «Проворный» называют Анастасию Караваеву «проводником радости»

- Оглядываясь на опыт и внушительное количество поездок, вы можете сказать, что же такое настоящая романтика железных дорог?

- Это хорошие друзья, которые всегда поддержат, помогут и не дадут заскучать, это прекрасные пейзажи за окном и города нашей большой страны, каждый из которых по-своему прекрасен.

Благодарим пресс-службу штаба студенческих отрядов Политеха за помощь в подготовке материала