— Думаю, что на моей кафедре случайно это сделать очень трудно (Смеётся.).
— Нет, я родился в Оренбурге, там окончил гимназию № 3, потом поступил в Петербургский Политех.
— В детстве любил играть в шахматы с дедом, ещё у прабабушки был небольшой бильярд, за которым мы часто проводили вечера. Также была детская железная дорога с кучей всякой электроники: ездили поезда, включались светофоры и свет на станциях, переводились стрелки. Всё это чудо техники часто ломалось. Наверное, во время ремонта у меня и появился интерес к механизмам: как всё устроено, как всё наладить или разобрать...
С друзьями строили шалаш на улице, делали луки из веток и играли в индейцев. Первую прочитанную книгу не вспомню, может быть, это был какой-то букварь... Помню, что любил читать книги про путешествия и на глобусе отслеживать маршруты героев. Одной из таких книг был роман Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Также мне нравились детективы, большое впечатление произвели на меня в детстве рассказы и повести Конана Дойла о Шерлоке Холмсе.
Первой компьютерной игрой был предустановленный в Windows XP «Сапёр», потом были игры-бродилки, которые мы с друзьями передавали друг другу в детском саду на дисках.
— В школе вообще многое нравилось: математика, физика, география, биология, русский язык. Участвовал во всероссийских олимпиадах школьников по этим дисциплинам. Информатикой тогда сильно не увлекался, но и проблем с ней не возникало. Обычно заставлял себя учить обществознание, однако к концу школы увлёкся экономикой.
— Несколько лет ходил на спортивную гимнастику, затем поступил в музыкальную школу, которую посещал девять лет. После девятого класса задумывался над тем, чтобы пойти в музыкальный колледж, но в итоге решил продолжить обучение в школе и получить техническую специальность.
— Музыкальную школу окончил по классу аккордеона, также играю на гитаре и фортепиано.
— После начала пандемии уехал домой, жил в частном доме у бабушки, поэтому сидеть днями напролёт в квартире не пришлось — гулял по огороду. Довольно быстро привык к удалёнке, даже наладил нормальный режим сна. В этот момент начались дисциплины, непосредственно связанные с информационной безопасностью, учиться было интересно. Развлечений во время самоизоляции в общем-то не было, поэтому ничего не отвлекало от лабораторных работ (Улыбается.). Помню, как забрал у родных ноутбуки, чтобы с них атаковать подопытный компьютер, и как прятал в картинке секретное сообщение в лабораторной по стеганографии.
— Поступал в Институт прикладной математики и механики (ИПММ) на направление «Компьютерная безопасность». В приёмной комиссии красиво описали то, что меня здесь ждёт, отметили, что учиться будет достаточно сложно, но интересно, а ещё будет много математики. Математику я любил, слышал отзывы о том, что в Политехе одна из самых сильных школ по информационной безопасности в России. Поэтому и поступил сюда.
— В школе мне подарили телескоп, в который я пытался разглядеть планеты и туманности, видимые в моих краях. Результаты наблюдений учитель предложил оформить в виде научной работы и представить на школьной конференции. Вторая работа была посвящена опытам с высокочастотным электричеством, которые мы с папой делали вместе. С этой работой получилось занять призовое место на конференции в местном вузе. Тогда мне понравилось структурировать результаты домашних экспериментов, придавать им логический смысл и пользу, доносить эту информацию людям.
— Во время обучения в вузе я в основном участвовал в соревнованиях по кибербезопасности (Capture the Flag, CTF). В первую очередь участие в них приносило не награды, а практический опыт, применимый впоследствии в учёбе и в работе. Думаю, что именно участие в CTF помогло определиться с профессией и устроиться на работу. Также соревнования по CTF помогали закреплять полученные в университете знания и навыки. Например, задания на криптографию в CTF обычно мало кто решает — сложно и непонятно. Мне такие задания делать нравилось, на занятиях по дисциплине «Криптографические методы защиты информации» нам рассказывали большую часть нужной информации. Наличие таких заданий в олимпиадах давало мотивацию усерднее изучать эти темы.
— Работаю в компании, занимающейся проведением аудитов информационной безопасности. Работа включает поиск уязвимостей в приложениях и информационных системах. В вакансии, на которую когда-то наткнулся, была указана желательность опыта участия в CTF, к тому же тестовое задание было похоже на задачи с таких соревнований. Опыт у меня был, искать уязвимости в «игрушечных» системах мне нравилось, а теперь представилась возможность попробовать сделать это в реальном мире. После выполнения тестового задания прошёл собеседование и получил приглашение на работу.
— В патенте предложен способ оценки эффективности нефропротективной терапии гипертензивных больных с С2 стадией хронической болезни почек с помощью биомаркеров NGAL и KIM. Также зарегистрирована программа, реализующая данный способ оценки эффективности терапии. Моим научным руководителем был доцент кафедры фармакологии Оренбургского государственного медицинского университета (ОрГМУ) Владислав Викторович Жежа. Я родился в семье врачей, многие родственники работают в ОрГМУ. Так как учился я на технической специальности, связанной с математикой и программированием, меня попросили помочь в проведении статистических расчётов и проверке гипотез для данных, полученных в результате диагностических исследований больных, а также в реализации программного прототипа для предложенного в патенте способа диагностики. В планах также регистрация ряда программ для ЭВМ, связанных с реализацией и внедрением предложенного способа.
— Да, работаю в сфере кибербезопасности, выпускная квалификационная работа также была посвящена обнаружению угроз в конвейерах CI/CD. Эта сфера привлекает меня динамичностью развития, тут всегда требуется творческий подход к решению задач, необходимо совершенствовать знания и осваивать новые технологии. Заскучать здесь будет сложно. Также эта область близка мне по духу, я люблю разбираться в устройстве систем, проверять их «на прочность».
— До начала первого курса такие планы были, потом понял, что совмещать общественную активность с учёбой на моём направлении достаточно сложно. Несколько раз собирали с ребятами из Высшей школы кибербезопасности команду для участия в CTF.
— Профессионально спортом не занимаюсь, выхожу по вечерам на турник и брусья, играю с друзьями в бадминтон, в настольный теннис и в бильярд. В киберспортивной сборной Политеха не состою, думаю, что киберспортсменов на моём направлении не осталось после первого курса (Улыбается.).
— Родители научили меня не сдаваться и добиваться поставленных целей, научили отзывчивости по отношению к окружающим, взаимопомощи, без которой учёба была бы ещё сложнее. Преподаватели научили самостоятельности в поиске информации, постановке задач, тайм-менеджменту, стрессоустойчивости. Также многие преподаватели были для меня примером людей, искренне преданных своему делу, они открыли передо мной увлекательный мир кибербезопасности, заинтересовали многими проблемами, показали, что никогда не надо останавливаться на достигнутом, всегда есть куда расти. Полученные качества и знания ежедневно требуются мне в профессиональной деятельности.
— Наибольшее впечатление произвели на меня в детстве рассказы и повести Конана Дойла о Шерлоке Холмсе. Возможно, в том числе из-за них я выбрал направление обучения и профессию. Дедуктивный метод Холмса приходится как нельзя кстати при расследовании компьютерных инцидентов и поиске всевозможных уязвимостей. Умение подмечать мелочи и объединять их в единую логическую цепочку служит ключом к нахождению наиболее сложных и критичных проблем, когда несколько незначительных недостатков и слабостей системы в итоге складываются в серьёзную брешь в безопасности.
В жизни меня вдохновляют моя семья и родные, друзья, мечты и цели.
— Думаю, что меня наградили за достижения в научной и учебной деятельности. Когда я узнал об этом, был очень рад, что мои достижения заметили и оценили. А ещё почувствовал воодушевление, желание развиваться дальше, стремиться к новым высотам и победам.
— Думаю, что собираюсь. Также хочу развиваться в профессиональном плане, например, сдать соответствующие экзамены и получить международные сертификаты, подтверждающие профессиональные компетенции в сфере информационной безопасности.