Персона
20 Июня 2025
122

Павел Жуков: «Музыкальные перемены» дали оркестру возможность постоянно быть в тонусе

Для эстрадно-симфонического оркестра Политеха творческий сезон 2024–2025 стал урожайным. 15 октября прошлого года именно оркестр под управлением Дмитрия Мисюры дал старт новому оригинальному проекту «Музыкальная перемена». В конце декабря традиционный Губернаторский бал в Политехе второй раз прошёл в сопровождении не военного, а студенческого оркестра. Музыканты снова играли в исторических костюмах, а за дирижёрским пультом стоял выпускник СПбПУ  2024 года Павел Жуков.
В начале апреля оркестр стал лауреатом I степени IV международного конкурса-премии искусств «Воплощение мастерства». А в конце месяца музыканты заняли 1-е место на фестивале «Студенческая весна» — самом значимом ежегодном творческом конкурсе студенческих коллективов вузов Северо-Запада.
27 апреля оркестр дал сразу два концерта — на Дне открытых дверей СПбПУ и в Белом зале.
А ещё оркестр в этом году получил новое имя — Ingenium, в котором соединились два слова — инженер и гений.
Сегодняшний герой нашей рубрики «Персона» — второй дирижёр оркестра Ingenium Павел Жуков — рассказал, что такое оркестр для студентов, как проходят концерты и репетиции, и как он сам очутился за дирижёрским пультом.

— Павел, вы окончили Естественно-научный лицей Политеха. Это был ваш выбор или родительский?

— До поступления в ЕНЛ я учился в 183-й школе Центрального района. А в лицей пошёл по наставлению отца, которому про него рассказала наша учительница физики. Я говорил тогда, что хочу стать программистом, вот папа и решил, что это будет правильный выбор. Считаю, это стало одним из поворотных событий в жизни.

— Поступление в Политех после лицея было предопределено?

— Учась в лицее, я сначала планировал поступать на звукорежиссуру в Институт кино и телевидения, я увлекался этим в то время. Но в лицее мне привили любовь к физике, и со временем я понял, что хочу учиться на электронщика. Непосредственно в ИММиТ я попал скорее случайно, изначально нацеливался в ИФНиТ, но в приёмной комиссии мне предложили хороший вариант с целевым направлением на похожую специальность в ИММиТе, и я согласился. Мне так и сказали: «Это то же самое, только лучше». Позже я согласился с этим утверждением.

— Какие самые яркие впечатления остались от студенческих лет?

— Впечатлений было море. Я помню некоторые экзамены так, будто это было вчера, приятные беседы и обсуждения с одногруппниками и друзьями, много нового и необычного в учёбе и в других направлениях. В Политехе я поучаствовал в спортивных соревнованиях, вышел на большую сцену, вёл настоящую научную работу.

— Когда и почему начали заниматься музыкой? Посещали музыкальную школу или учились самостоятельно?

— В 8–9 классах захотелось играть в рок-группе, мы с друзьями долго и старательно над этим работали, я пошёл к репетитору заниматься на классической гитаре. Во время учёбы в лицее это увлечение достигло своего пика, у меня была группа, мы периодически давали концерты, в том числе с песнями, которые я тогда сочинял.

Уже после семестра в оркестре я поступил в музыкальную школу для взрослых имени Римского-Корсакова по классу контрабаса.

— Почему именно контрабаса?

— Контрабас выбрал для развития из бас-гитариста в кого-то более продвинутого. Тем более, я знал, что у оркестра есть контрабас, но некому на нём играть. Первый год в музыкальной школе я как раз занимался на этом инструменте по вечерам в Политехе. В прошлом году я её окончил. Там я почерпнул огромное количество знаний, прошёл курс гармонии, научился играть на контрабасе и фортепиано, развил слух, получил опыт игры в струнном оркестре.

— В Политехе сразу поступили в оркестр или были и другие внеучебные увлечения?

— На первом курсе у меня всё ещё были истории, связанные с игрой в рок-группе, я сделал аранжировки для альбома одного моего знакомого и некоторое время с ним играл, а затем всё сошло на нет. В какой-то момент казалось, что с музыкой пора и вовсе завязать. Но осенью на втором курсе случилось так, что я попал в оркестр Политеха.

— Как это произошло?

— Моя одногруппница приглашала меня в оркестр ещё на первом курсе, но я сопротивлялся, говорил, что готов играть только на электрогитаре, а нужен был именно бас-гитарист. В начале второго курса эта идея всё-таки показалась мне интересной, вдобавок мне рассказали о возможности получать повышенную стипендию за достижения в творческой деятельности в Политехе, и я решил попробовать. Инструментальной музыкой я тогда уже начал увлекаться, но вряд ли понимал, что происходит в оркестре. Купил бас-гитару и пришёл на репетицию. Ноты я знал крайне плохо, поэтому первое время партии приходилось учить дома наизусть. Так или иначе игра в оркестре Политеха открыла во мне второе музыкальное (и не только) дыхание. Спустя пять лет, впервые для нашего оркестра, я, ещё студент, стал дирижёром.

— Почему именно вы?

— Сначала я начал потихоньку помогать в организационных вопросах, затем полностью взял на себя некоторые административные задачи, работал над набором новых ребят в оркестр, старался улучшить процессы. Со временем к этой деятельности подключилась Даша Филимонова, взяв многое на себя. Параллельно я занимался аранжировкой, сделал несколько произведений, которые мы играли, приносил свои пьесы. Все эти порывы не остались незамеченными или неоценёнными. Да и самому мне со временем очень захотелось попробовать дирижирование. Самым большим тормозом было то, что я оставался единственным басистом в оркестре долгое время, и просто не было возможности делать что-то иное. Но в прошлом году к нам пришло двое ребят, они постепенно втянулись, и у меня появилось свободное время на репетициях. Дмитрий Мисюра и раньше намекал, что готов предложить любому попробовать себя, да и порой было нужно провести репетиции без него. Решающим событием стал ректорский бал в 2024 году, на который Дмитрий Владимирович никак не мог попасть из-за спланированных ранее гастролей. Поэтому в одну из репетиций он вывел меня за пульт, и я начал попытки дирижирования.

— Вы специально учились дирижёрскому искусству? В чём состоит работа дирижёра? Как вы справляетесь?

— Учился у Дмитрия Владимировича понемногу, следовал его советам, следил, как он работает, тренировался и дома у зеркала. Репетиция с оркестром — комплексный процесс, нужно одновременно слушать, что играют музыканты, следить за музыкой по партитуре, показывать руками оркестру. Помимо того, что нужно просто следить, это приходится ещё и анализировать, вносить изменения в игру, чтобы набор звуков превратить в музыку. Это не может даваться легко, но регулярная практика развивает навыки.

— Как делите обязанности с главным дирижёром?

— Не могу сказать, что нам приходится что-то делить. В нашем коллективе есть активная группа админов, мы все вместе решаем встающие перед нами задачи, делегируя их равномерно.

— Вы говорили, что любите сами сочинять и аранжировать. Какую музыку вы пишете?

— Обычно музыка хорошо сочиняется на фоне каких-либо ярких жизненных событий, причём как позитивно окрашенных, так и печально. Я сочиняю музыку для оркестра и фортепиано, одно произведение даже приносил в наш оркестр. В подходящий момент обязательно его сыграем. Если говорить о стилистике, то я набирал вдохновение более всего у романтиков: Чайковского, Шуберта, Римского-Корсакова.

— Наш оркестр исполняет, помимо классики, много современных модных произведений. Кто их выбирает? Кто делает аранжировки?

— Мы стараемся варьировать нашу программу от сезона к сезону, предлагаем и обсуждаем все вместе, итоговое решение за Дмитрием Владимировичем. Произведения выбираем в похожем формате, на основании программы. Раньше аранжировки делал только Дмитрий, но несколько лет назад подключился и я.

— Какое ваше любимое произведение из репертуара оркестра Политеха?

— Если говорить о текущей программе, то это попурри из песен рок-группы «Ария». Раньше я был её ярым фанатом и с удовольствием играю с оркестром любимые песни.

— Собираетесь ли удивить слушателей и пополнить репертуар каким-то новым неожиданным музыкальным произведением?

— В следующем сезоне у нас будет необычная программа. Мы уже не раз играли классику и каверы на различные хиты, но в этот раз будет кое-что новенькое.

— Планируете строить карьеру в мире музыки или всё-таки науки? Или собираетесь работать по основной специальности?

— В какие-то моменты была мысль пойти в училище, но пока решил оставить музыку любимым хобби и развиваться профессионально по основной специальности. Со временем, кто знает, может, и поступлю в консерваторию на дирижирование.

— Какая научная область вас интересует? Вы, кажется, собирались поступать в аспирантуру?

— От аспирантуры я в итоге решил отказаться, в научной сфере не работаю, хотя недавно приносил своему научному руководителю новенький самодельный приборчик для исследований. Сейчас я руковожу командой разработки ПО для Аэрофлота.

— Говорят, что дирижирование — это большая физическая нагрузка. Это правда? Занимаетесь ли вы спортом или активными видами деятельности?

— В какой-то степени это действительно так, хоть психологически куда сложнее, чем физически. Но именно в здоровом теле — здоровый дух. Да, я регулярно занимаюсь в спортзале, чтобы быть в хорошей форме.

— За какие жизненные уроки вы благодарны родителям или педагогам?

— Преподаватели научили главному — учиться, это почти самый важный навык в жизни. А самый важный — это критическое мышление, и развить его мне тоже помогли в университете. Вспоминаю Леонида Анатольевича Филатова, который научил всегда добираться до сути вещей, после его занятий я начал более комплексно смотреть на мир, анализировать привычные явления с точки зрения физических и химических процессов. В магистратуре он был моим научным руководителем, и по итогам совместной работы я защитил диплом на отлично, а также поучаствовал в написании пары научных статей. Тема диплома была — «Исследование электрохромных покрытий на базе наноструктур ITO и NiO».

Мои родители, Яна Борисовна и Юрий Юрьевич, помимо того, что научили меня многим бытовым и жизненным навыкам, сформировали базовые взгляды на мир, объяснили, как отличать добро от зла. А ещё благодаря маме я усвоил урок, что нужно быть гибким в общении с людьми, что конечный результат зачастую важнее отстаивания своей позиции. Это важный коммуникативный навык, который очень помогает в выстраивании отношений в коллективе.

— Какие книги или фильмы произвели на вас наибольшее впечатление или помогли сформировать взгляды на жизнь? Кто ваши любимые авторы? Кто или что вас вдохновляет в жизни?

— Мой любимый фильм — «Властелин колец». Но впечатление произвели многие, то же касается и книг. Когда-то меня тронул «Великий Гэтсби», потом я долго читал Терри Пратчетта. Меня действительно пробрало при первом прослушивании Четвёртой симфонии Чайковского. Иногда и в хорошем сериале такая драматургия, что пробивает на слёзы. Это здорово, что искусство может так проникать внутрь человека и вдохновлять.

— Можно ли сказать, что «Музыкальные перемены» вдохнули новую жизнь в оркестр? Сложно ли выступать не в концертном зале? Или такая спонтанная и неформальная атмосфера вам больше по душе?

— Я считаю, что «Музыкальные перемены» дали оркестру возможность постоянно быть в тонусе, чего не хватало раньше, когда выступления были редки. Выступать менее комфортно, чем в зале, поскольку звук на лестнице разлетается во все стороны, а потом ещё и отражается обратно. Но, опять же, умение адаптироваться к разным условиям очень полезно для оркестра. И, безусловно, это вдохнуло свежесть в коллектив.

— У оркестра недавно появилось имя Ingenium. Чья это была идея? Что-то изменится в составе оркестра или в репертуаре, или в творческих планах в связи с новым названием?

— Это была идея Дмитрия Владимировича, название придумывали все вместе, он принял решение и утвердил итоговый вариант.

— Какое концертное выступление вам больше всего запомнилось и почему?

— Я никак не могу забыть «Весенние каверы». На том концерте, кажется, в 2021 году, был аншлаг, как никогда. Даже пришлось открывать хоры, чтобы запустить туда желающих.

— Какие у оркестра планы на лето? Готовитесь ли к гастролям?

— Летом оркестр преимущественно отдыхает, межсезонье. Но в этом году у нас появилась своя репетиционная площадка, поэтому я не исключаю репетиции и летом, чтобы, как минимум, помузицировать для себя. Она находится на втором этаже бывшего выставочного центра «Евразия» на Лесной, это здание с прошлого года полностью в распоряжении Политеха.

— Павел, спасибо за интервью, желаю вам и оркестру Политеха много аншлаговых концертов впереди!