Александр Николаевич Кобышев — человек в университете известный и уважаемый. Выпускник Политеха, он 20 лет был бессменным руководителем созданного при вузе Центра менеджмента и маркетинга (позже переведённого под юрисдикцию Совета министров РФ), затем возглавлял Департамент корпоративных общественных связей СПбПУ. Для откровенного разговора у нас было два повода: недавний юбилей Александра Николаевича и его новая должность.
— Отчасти тем же, чем и раньше, но добавилось много нового. И я бы сказал, неожиданного. С недавних пор я исполняю обязанности заведующего кафедрой «Инженерная графика и дизайн». В качестве эксперимента мы решили создать при кафедре школу искусств для всех, кто хочет развить свои художественные навыки. Это могут быть студенты, дети, взрослые... Когда стали обсуждать эту тему, выяснилось, что многие политехники, успешные и уже состоявшиеся люди, тоже хотят рисовать!
— Так это же мировая практика. Люди поступают на такие курсы и оканчивают их, имея в качестве «диплома» свою первую настоящую картину. У нас уже есть помещение, не в самом кампусе, но близко. К Новому году рассчитываем принять первых учеников. Школа может стать своеобразными подготовительными курсами для тех, кто планирует поступать в Политех на направление «Инженерная графика и дизайн».
— Нет, никогда. Хотя, может быть, мемуары напишу. (Александр Николаевич всё-таки стал писателем, он автор уже четырёх книг из «летописи Политеха». — Прим. ред.)
— Это было в 1966 году, когда абитуриентов оказалось больше, чем обычно. Решение вернуться к десятилетнему обучению привело к тому, что во всех школах получился двойной выпуск: одновременно вышли десятиклассники и одиннадцатиклассники. Но я всё-таки поступил на механико-машиностроительный факультет, на специальность «Машины и технология обработки металлов давлением». Это ковка, штамповка — я всегда любил железяки.
— Было такое. После получения диплома остался в университете, собрал группу единомышленников, и мы стали заниматься гидростатическим деформированием металлов, то есть штамповкой с помощью жидкостей. В 1975 году получил ту самую премию в области науки и техники для молодых учёных.
— А потом всё пошло обычно: доцент, декан по работе с иностранными студентами... Но неожиданно случился крутой поворот. В университете создали Центр менеджмента и маркетинга — это был совместный российско-германский проект. Меня назначили его директором, всё пришлось начинать с нуля. Было сложно, но зато приобрёл ценный организаторский опыт, который потом меня выручал не раз. Через два года центр из юрисдикции Политеха перевели в Совет министров, и мы стали организацией при правительстве. Обучали менеджменту, маркетингу, экономике, финансам, логистике, а лекторами, в основном, были преподаватели нашего университета.
— Да, через 20 лет. Центр свою задачу выполнил — повсюду в стране стали появляться бизнес-школы. А я возглавил работу Департамента корпоративных общественных связей Политеха.
— Нет, задел уже был. В вузе работал сайт, но он устарел, годился только для маленьких компьютеров. На больших мониторах справа и слева от страницы оставалась чернота. Тем не менее, снимаю шляпу перед теми людьми, которые разработали тот наш первый сайт, и благодарен лично Владиславу Степановичу Синеполу.
Мы начали с того, что обновили сайт университета. Потом постепенно сформировался Медиацентр и стал хорошо отлаженной системой. Поскольку мы получили статус научно-исследовательского университета, нужно было создать свой логотип. Сейчас он зарегистрирован как товарный знак. Надо признаться, мы тогда действовали по наитию, определяя, в каких СМИ нужно публиковаться, какие материалы заинтересуют читателей. Почти с нуля создали новое направление — конгрессно-выставочную деятельность. А сейчас университет делает такие стенды, что и президенту показать не стыдно.
Есть работа, незаметная со стороны, но важная, требующая особой тщательности. Политех несколько раз менял своё название, соответственно менялась и вся атрибутика, например, значок выпускника. Он не просто красивый, но и хорошего качества, с гербом. Сейчас разрабатывается памятный значок для тех, кто окончит Политех в год его 120-летия.
Время требует перемен. Пришла новая смена — молодые и талантливые люди. Уверен, они сделают более современным то, что мы когда-то начинали.
— А у меня их несколько?
— Верно, верно, это же моя далёкая юность...
— Серьёзно? Да-да, припоминаю, писал о работе вузовского комитета ВЛКСМ. Горжусь, что с комсомолом была связана самая интересная часть моей сначала школьной, а потом и студенческой жизни. В комитете комсомола вуза мне поручили сектор международных связей. Мы наладили дружеские контакты с молодёжными организациями разных стран. Потом это плавно переросло в создание интернациональных студенческих отрядов. По-моему, не было ни одной страны социалистического лагеря, куда мы не отправляли наших политехников. Так у нас появились друзья по всему миру: в Венгрии, ГДР, Польше, Чехословакии, Югославии.
— Нынешний сезон радует! Начало сентября оказалось невероятно урожайным: только за одни выходные мы набрали два ведра лисичек, много белых и подосиновиков. Надеюсь, что грибы продержатся в этом году подольше.
Напоминаем, что это был сентябрь 2018 года. Пусть в памяти политехников Александр Николаевич останется таким, каким он был во время этого интервью — весёлым, доброжелательным, энергичным, увлечённым.