Мы – в нацпроектах «Наука» и «Образование»
#НастоящиеВеликие
24 Июля 2020
2982

Никита Лукашевич: «Политех – это международная корпорация»

Новый герой спецпроекта «Настоящие великие» знает всё о маркетинге, бизнес-планах и стратегиях продвижения. Политехнический университет для него – это огромная компания, где тысячи людей работают над своими проектами, выстраивая отношения с заказчиками и исполнителями (будь то студенты, преподаватели или компании-партнеры). Каково быть частью такой корпорации, какой путь необходимо пройти, чтобы получить семь грантов в области научно-педагогической деятельности, и каким должен быть научный руководитель, рассказал Никита Сергеевич ЛУКАШЕВИЧ, доцент Высшей школы управления и бизнеса.

Новый герой спецпроекта «Настоящие великие» Никита Сергеевич Лукашевич

Никита Сергеевич учился на кафедре «Предпринимательство и коммерция» (теперь это Высшая школа управления и бизнеса), а сейчас работает здесь. За время учебы и работы в Политехе он выиграл в десятке конкурсов, получил гранты президента и правительства, но главное, заслужил уважение и доверие со стороны студентов. Большую роль в его становлении, как говорит сам Никита Сергеевич, сыграл его научный руководитель профессор Виктор Андреевич ДУБОЛАЗОВ. Он уже был героем проекта «Настоящие великие», а теперь мы взяли интервью у его не менее талантливого ученика.

- Никита Сергеевич, знаю, что ваши родители учились в Политехе. Они как-то повлияли на ваш выбор места учебы?

- Мои родители проходили здесь повышение квалификации, но даже такого непродолжительного знакомства с университетом хватило, чтобы они рекомендовали поступать именно сюда. В 11 классе я не имел четких представлений, кем стать. У нас в то время активно велась профориентационная работа со стороны ЛЭТИ. Я успешно участвовал в олимпиадах, и в 11 классе уже понимал, что фактически поступил в ЛЭТИ на специальность «Микроэлектроника». Но мнение родителей и моих старших друзей все-таки взяло верх, и я поступил в Политех. Политехнический университет – это бренд, фундаментальность, традиции. Тогда же я заинтересовался маркетингом, это была новая и перспективная специальность. На нее и поступил.

- Как вы так резко перешли от микроэлектроники к маркетингу?

- Я хотел для себя устроить некий челлендж, бросить самому себе вызов. Хоть я учился в школе с физико-математическим уклоном, в определенный момент понял, что, наверное, это не мое – чисто интуитивно. Мне хотелось чего-то другого. Вот я сдал экзамены и поступил на ту самую легендарную кафедру «Предпринимательство и коммерция».

В интервью Никита Сергеевич рассказал, каким должен быть научный руководитель

- Никогда не было желания открыть свой бизнес, чтобы применить знания на практике?

- Виктор Андреевич (Дуболазов – Примеч. Авт.) как предприниматель занимался разными видами деятельности со своими друзьями и преподавателями. Он много об этом рассказывал, делился опытом: это, естественно, повлияло. Когда мы учились, создали с одногруппниками консалтинговое агентство. Назвали его, как и кафедру, «ПИК» («Предпринимательство и коммерция»), потом у нас был интересный опыт продажи нашего домена строительной компании.

Одно время я активно занимался логистикой – грузовыми перевозками; эпизодический интерес возникает к частным инвестиционным проектам. Всё это интересно и путь к развитию, но я считаю, что либо ты занимаешься собственным бизнесом, либо работаешь в крупной компании.

Политех – это такая международная корпорация, в которой работает много людей, есть много проектов. Быть частью такой компании и двигаться по карьерной лестнице – это здорово. К сожалению, совмещать работу в университете и бизнес не всегда возможно. И я принял решение посвятить себя Политеху. На самом деле, любое подразделение должно заниматься «внебюджетной» деятельностью, а поиск грантов и их исполнение – это определенный вид экономической деятельности. Поэтому бизнес из моей жизни никуда не делся.

- Вы уже упомянули Виктора Андреевича Дуболазова и то, как он повлиял на ваше становление и профессиональное развитие. А как вы выстраиваете отношения со студентами? Как добиться такого же взаимопонимания?

- У Виктора Андреевича много достоинств, но главное, я считаю, это умение подбирать кадры. Он всегда индивидуально подходит к каждому студенту, видит: ага, этот хорош в НИР, а у этого есть потенциал для диссертации. Он показал мне, что в университете можно построить карьеру, о чем я раньше, честно говоря, не задумывался. И то, что я сейчас даю вам интервью, это благодаря Виктору Андреевичу, который умеет подбирать кадры.

Что касается работы со студентами, прежде всего, надо осознавать, что отношения преподавателя и студента – это всегда отношения человек-человек. Коммуникативные навыки выходят здесь на первый план. Взаимодействуют две личности, и каждая из них уникальна. Преподаватель как некий эталон профессионализма и успеха должен видеть индивидуальность в каждом студенте, должен реагировать на запрос со стороны молодых людей. Всё это можно понять по реакции аудитории на занятиях, главное – это уметь ее распознавать.

Отношения преподавателя и студента – это всегда отношения человек-человек

- Наверное, вам сложно было преподавать дистанционно, там о реакции говорить сложно.

- Изначально я не видел проблемы в переходе на дистанционку, потому что любые онлайн-сервисы призваны снизить трудоемкость. Но если честно, я стал тратить намного больше времени на какие-то технические моменты. Плюс та самая реакция, которую мы привыкли получать от аудитории, в онлайн ограничена. Было достаточно тяжело: камеры у студентов выключены, я не вижу их глаз, вовлеченности. Но это хороший опыт, и по дисциплинам, которые я читал онлайн, успеваемость была такой же, как на очных занятиях.

- В одном из интервью вы сказали, что после магистратуры преподавали чуть ли не своим ровесникам. Что вы делали, чтобы студенты воспринимали вас всерьез?

- Более того, я не то что читал ровесникам – я преподавал своему одногруппнику. Он в свое время ушел в академический отпуск, а я тогда защитил магистерскую диссертацию и начал преподавать в качестве ассистента на кафедре. Потом одногруппник восстановился, и я вел у него занятия. Было забавно, мы до сих пор это вспоминаем.

Ключевое здесь – коммуникативный навык, я всегда хотел сделать лекции и практики более интерактивными, завлечь участников дискуссией. Пытался подойти не формально, а более гибко, чтобы студенты могли между собой общаться. Со временем, когда уже стал вовлекаться в проекты, получал бизнес-опыт, становилось намного проще.

- А какие неформальные методики вы используете?

- Это и кейсы, и дискуссии, и разработки, и обсуждения. Активно используем “Fresh Connection” – это бизнес-симулятор по управлению цепями поставок. Он вовлекает даже взрослых студентов, которые уже много лет проработали в компании. Процесс становится более интерактивным, плюс студенты получают абсолютно все компетенции. Ну и просто человеческое отношение, которое сложно назвать методикой. Например, в мае-июне в аудитории сидеть жарко, почему бы не выйти на улицу и не обсудить тему, сидя в парке на скамейке? Я так, бывало, проводил семинары.

Никита Сергеевич был удостоен семи премий Правительства Петербурга

- Наверное, именно из-за таких неформальных подходов к обучению вы получили уже семь премий Правительства Петербурга в области научно-педагогической деятельности. В чем секрет успеха? Как написать заявку, чтобы выиграть?

- Главное – это ваши конкретные заслуги в виде методических указаний, публикаций, новых программ, и другие достижения. Если говорить про меня и моих коллег, которые неоднократно побеждали в конкурсах, – это закономерный успех. Но сколько раз мы подавали заявки и не выигрывали… Тогда мы были в начале пути. Да, бывали поражения, но мы обучались, получали опыт, знали, какой вклад мы должны внести, и это всё привело к закономерному результату. Здесь важно понимать, что с первого раза ничего никогда не бывает – это опыт, следовательно, карьера. И, естественно, для победы необходимо трудолюбие, потому что результат – это время, помноженное на ваши усилия.

- Вы участвуете в большом количестве междисциплинарных проектов, связанных с логистикой, маркетингом, «зелеными» технологиями. Расскажите о самом значимом для вас.

- Если говорить о научном и академическом проекте, то это создание образовательной программы «Зеленый логистический менеджмент». В 2015 году в консорциуме с другими университетами мы выиграли в международном проекте Erasmus+. Перед нами стояла задача сделать программу по логистике наиболее приближенной к лучшим европейским практикам. В России вопросы «зеленой» логистики становятся всё более актуальными, а в Европе, например, уже сейчас не согласовывают дорожные развязки, пока в них не будет троп для животных. Или, что еще меня впечатлило, в Таллиннском технологическом университете, где мы проходили стажировку, показали проект производства палет из прессованных грибов.

У нас в Политехе есть целая научная школа, посвященная логистике. Мы модернизировали одну из программ и добавили туда «зеленый» модуль, таким образом, логистику преподавали с точки зрения управленческих компетенций и экологии. Хотя «зеленая» логистика – это, в том числе, и про экономику. Давайте откровенно говорить, многие «зеленые» технологии просто неподъемны для малого бизнеса. Взять те же палеты из грибов, мы понимаем, что пластиковые палеты обойдутся бизнесу гораздо дешевле.

Одно из главных достижений – создание образовательной программы «Зеленый логистический менеджмент»

Любой консорциум дает весомый результат. Наши европейские партнеры сделали огромный задел: в рамках программы и при поддержке коллег мне удалось сделать летнюю школу по управлению цепями поставок с «зеленым» модулем. Не все понимают, что такое «зеленая» логистика, и связывают ее непосредственно с экологией, но это лишь одна сторона медали. И на нашей программе мы учим студентов комплексному подходу.

- А что включает «зеленая» логистика, помимо экологии?

- Экология – это очень узко. Например, тот же раздельный сбор мусора, который внедрен в Политехе. В нашем вузе есть еще несколько проектов, связанных с «зеленой» энергетикой и «зеленым» кампусом – это всё тоже часть логистики.

И, конечно, очень важен менталитет. С тем же раздельным сбором мусора – идея понятна и давно используется в Европе. На стажировке в Германии у нас был интересный кейс, не поверите где – в детском саду. Там раздельному сбору мусора обучают в форме игры чуть ли не с пеленок. В этом смысле «зеленая» логистика отвечает за устойчивое развитие общества.

«Зеленые» технологии – это про имидж и репутацию. Например, сервис, который компания DHL использует уже давно – “Go Green”. Если человек выбирает эту услугу, то доставка будет осуществляться экологическим видом транспорта, и заказчик готов переплачивать за это. Потому что он понимает, что это вопросы влияния не только на экологию, но и на общество, менталитет.

- Никита Сергеевич, остается только пожелать зеленого света всем вашим проектам. Спасибо за интересную беседу!