Мы – в нацпроектах «Наука» и «Образование»
Наука
17 Января 2023
888

Фаббинг может стать серьезной угрозой для высшего образования

Коллектив ученых Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого провел исследование зависимости активного использования смартфонов студентами во время образовательного процесса и их академических достижений. Результаты научных изысканий были опубликованы в „SpringerLink“.

Коллектив ученых СПбПУ провел исследование зависимости активного использования смартфонов студентами во время образовательного процесса и их академических достижений

Один из авторов исследования — кандидат педагогических наук, доцент, директор Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики Гуманитарного института СПбПУ Татьяна Баранова утверждает, что в последние время во время лекционных и практических занятий студенты стали достаточно часто отвлекаться на мобильный телефон, в связи с чем возник замысел изучить данный факт и выявить его влияние на результаты обучения и качество образовательного процесса.

«Понятие „фаббинг“ было обозначено в 2012 году в Австралии в ходе рекламной кампании одного из агентств. Это привычка постоянно переключать свое внимание на гаджет во время социального межличностного взаимодействия. Во-первых, это определенная зависимость, а во-вторых — нарушение этических норм, — объяснила Татьяна Баранова. — Следует отметить, что наша современная жизнь невозможна без стрессов, и для сохранения ментального здоровья необходимо включать режим „поисковой активности“. Фабберы пытаются совладать со стрессом, используя смартфон для ухода в себя, то есть, к сожалению, дальше смартфона уйти не получается. Таким образом, фабберы оказываются в состоянии дистресса, а это является серьезной опасностью для психического здоровья».

Директор Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики Гуманитарного института СПбПУ Татьяна Баранова

В исследовании приняли участие 108 студентов 3 курса бакалавриата Политехнического университета — 67 девушек и 41 юноша, обучающиеся по направлениям юриспруденции, лингвистики, рекламы и связей с общественностью. Чтобы провести комплексный анализ уровня фаббинга, использовались как количественные, так и качественные данные. Для получения количественных данных уровня фаббинга среди студентов провели тестирование, основанное на шкале, включающей 15 пунктов с вариативностью ответов от 1 до 5. В итоге 70% опрошенных оказались подвержены фаббингу (по шести вопросам ответы превышают показатель 2.5). В качестве показателей успеваемости использовались результаты промежуточной аттестации по дисциплинам профессионального цикла. Согласно полученным результатам, наблюдается отрицательная и значимая корреляция между уровнем фаббинга студентов и их академической успеваемостью. Таким образом, негативное влияние фаббинга на успешность и эффективность обучения подтвердилось. Самый высокий уровень фаббинга, отмечают исследователи, был зафиксирован в пункте с формулировкой «Я избавляюсь от стресса, игнорируя других и обращаясь к своему телефону», что подтверждает предположение о том, что студенты склонны справляться со стрессовыми ситуациями, погружаясь в социальные сети или виртуальные игры.

Для получения качественных данных было проведено интервью с девятью преподавателями — двумя мужчинами и семью женщинами, которые учили студентов, участвующих в исследовании. Интервью включало три вопроса: «Много ли времени студенты на занятиях проводят с телефонами», «Рассеянное внимание ли у студентов из-за постоянного обращения к телефонам» и «Мешает ли частое обращение к телефонам продуктивной работе студентов на занятиях». В ходе беседы выяснилось, что 90% преподавателей не знакомы с термином «фаббинг», большинство из них согласилось с негативным эффектом от активного использования смартфонов студентами во время занятий.

«В наш информационный век все-таки смартфон — это „темная сторона“ цифрового мира. Существуют определенные риски получить пагубную зависимость от телефона. В данном случае значимую роль играет наше психические состояние и душевное благополучие. Если у человека все в порядке и ничего не беспокоит, то его зависимости легко уходят. А фаббинг — одна из возможностей абстрагироваться от реального мира, и наше исследование это подтвердило: студенты чаще всего обращаются к смартфону в период стресса, чтобы вернуть себе комфортное состояние. Это такая же пагубная привычка, как курение, алкоголь, интернет-зависимость, игромания и другие», — заметила Татьяна Баранова.

Подвержены фаббингу, по оценке специалистов СПбПУ, больше женщины — они чаще увлекаются социальными сетями. Мужчины же преимущественно предпочитают игры на мобильном устройстве. Фаббинг не только угрожает успеваемости, но и нарушает межличностное взаимодействие. Пренебрежение собеседника может вылиться в кризис семейных, дружеских и рабочих отношениий. Самый эффективный способ борьбы с фаббингом — самоконтроль. А вот запрет на использование мобильных телефонов на занятиях, скорее всего, не поможет, а возможно, и принесет вред.

Ученые говорят, что их исследование не завершено, поскольку фаббинг должен быть глубоко изучен. На сегодняшний день тест прошли только студенты гуманитарных наук. Для объективной оценки, считает Татьяна Баранова, необходимо провести тестирование среди студентов других направлений — уже тогда можно будет сделать общий анализ и соответствующие выводы.