Мы – в нацпроектах «Наука» и «Образование»
Кампус
19 Октября 2022
364

Студенты спроектировали гоночный автомобиль и заняли с ним второе место на соревнованиях

Студенты инженерно-гоночной команды "Polytech North Capital Motorsport" спроектировали и собрали гоночный автомобиль Quattro, который разгоняется до 100 км в час за 4 секунды. Во многом этому поспособствовала поддержка команды в рамках программы «Приоритет-2030».

Проект гоночного автомобиля Quattro поддержан в рамках программы «Приоритет-2030»

Также в рамках программы на базе Политеха открыт «Центр разработок и инноваций электрического транспорта», к которому присоединилась и команда «Polytech NCM».

Одной из главных отличительных особенностей автомобиля по сравнению с предыдущими машинами, разработанными командой, стало наличие системы телеметрии. Она способна в реальном времени считывать необходимые показания с датчиков, расположенных по всему автомобилю, и передавать показания команде или непосредственно пилоту. Например, можно считывать данные о работе подвески — ходе и нагружении каждого отдельного колеса в течение круга. Также автомобиль способен передавать информацию о работе охлаждающей системы. Это необходимо, чтобы команда могла подобрать наиболее подходящую конфигурацию радиатора и вентилятора для конкретных погодных условий. Всё ради заветных секунд на финише!

Для комфортного представления данных пилоту во время заезда было разработано и реализовано мультифункциональное рулевое колесо. На руль выводится вся информация о машине, которая собирается телеметрией. Благодаря этому пилот каждый момент обладает более полной информацией о состоянии машины, а, следовательно, может быть в ней более уверенным. Именно уверенность в технике позволяет пилоту более грамотно управлять транспортным средством и повышает шансы прийти к финишу первым.

Для создания аэродинамического обвеса студенты прибегли к помощи суперкомьютера «Политехнический» — именно на нем проводились все расчеты. Аэродинамический обвес необходим для того, чтобы обеспечить наилучшее сцепление колес с дорогой, особенно в поворотах. Это позволяет автомобилю проходить повороты с большей скоростью, не теряя контроля над автомобилем.

Презентация автомобиля прошла в Москве на ежегодных международных студенческих соревнованиях "Formula Student Russia". Ребятам из команды Политеха удалось построить самый легкий автомобиль. Вес гоночного автомобиля без пилота составляет порядка 180 кг, включая все необходимые жидкости (масло, бензин). Благодаря своей легкости и мощности двигателя автомобиль разгоняется до 100 км в час за 4 секунды. С соревнований команда вернулась с двумя вторыми местами в разных номинациях.

Уменьшения веса удалось достичь благодаря применению в конструкции автомобиля современных материалов (бензо- и маслостойкие пластики, углеродное волокно, специальные составы смол) и технологий разработки и обработки — топологическая оптимизация узлов и агрегатов, 3D-печати, в том числе и металлами, а также оптимизации компоновки узлов внутри машины.

Макет обновленного гоночного автомобиля Quattro

«Концепция автомобиля зародилась в 2019 году, но только в 2022-м нам удалось реализовать инженерную задумку, — комментирует один из руководителей команды Алексей Фиронов, студент Высшей школы автоматизации и робототехники Политеха. — На данный момент в проекте принимают участие 25 студентов вуза разных направлений подготовки. Поскольку, по легенде соревнований, команда — это некое „предприятие“, проживающее полный жизненный цикл автомобилестроительной компании с мелкосерийным производством спортивных автомобилей, — место есть для каждого: кто-то занимается разработкой автомобиля, кто-то организационной частью, а кто-то отвечает за медийную сферу жизни команды или, например, создает дизайн нашей командной формы. Интересную работу по душе может найти каждый».

Полина Аполон