«В конце марта, когда верстался репертуар „Глагола“ до конца сезона, родилась идея сделать что-то посвящённое юбилею нашей Победы, —говорит Константин Гершов. — Я зарылся в стихи и документы. В итоге появился сценарий музыкально-поэтической композиции, а в процессе нескольких репетиций — и спектакль „Осколки тишины“, в котором сплелись стихи, музыка, песни, воспоминания фронтовиков. Условный театр переплёлся с кинохроникой, знакомые песни военных лет стали зримыми. Внутри них развернулись параллельные драматические истории. Спектакль склеивался из разножанровых „осколков“, настроений, состояний, атмосфер. Участвовали в спектакле те, у кого были возможность и желание. В итоге в общей работе сошлись несколько поколений глагольцев и четверо студийцев-первокурсников, что меня как худрука театра очень радует. Спектакль „Осколки тишины“ мы посвящает нашим предкам. Это — их Победа. И наша память об этой Победе».
Со сцены прозвучали стихи Владимира Агатова, Ольги Берггольц, Владимира Высоцкого, Семёна Гудзенко, Юлии Друниной, Михаила Исаковского, Бориса Ковынева, Михаила Кульчицкого, Бориса Ласкина, Василия Лебедева-Кумача, Марка Максимова, Алексея Маркова, Александра Межирова, Булата Окуджавы, Давида Самойлова, Бориса Слуцкого, Константина Гершова, Сергея Слесарева, Александра Цирлинсона и других поэтов.
Зрители услышали отрывки из писем и воспоминаний Павла Когана, Алексея Пантелеева, Бориса Полевого, Василия Субботина, Николая Чуковского.
В музыкальном сопровождении использована музыка Никиты Богословского, Матвея Блантера, Дмитрия Шостаковича, Владимира Высоцкого, Фредерика Шопена, Петра Чайковского, Марии Булат и других композиторов. Звучали песни «На позиции девушка провожала бойца», «Синий платочек», «Утро красит нежным светом», «Три танкиста», «Тёмная ночь», «Катюша», «Так случилось, что мужчины ушли», «Как память тревожен вечер сентябрьский».
Органично вписались в оформление спектакля гравюры Стасиса Красаускаса из серии «Вечно живые», фотографии Сергея Ларенкова из серии «Блокадный Ленинград» и фрагменты кинофильма «Два бойца».
Художник-постановщик спектакля — Людмила Радченко. Музыкальный руководитель — Мария Булат. Декорации Дмитрия Афиногенова и Людмилы Радченко, костюмы и реквизит Людмилы Радченко. Помощники режиссёра — магистрантка ИПМЭиТ Ирина Смирнова (она же — художник по свету) и выпускник ИСИ-2021 Кирилл Молев (он же совместно со студентом 3 курса ИЭ Михаилом Денисовым ответственный за звук и видео).
После премьеры актёры поделились впечатлениями о работе в спектакле.
«Просто волнением это не назвать, это что-то другое, до звона в ушах, как будто ты прошёл в портал и чувствуешь всё иначе. Благодарю за возможность быть в таком проекте, произносить имена дедов со сцены, за память, за посвящение, за эту особую энергию!»
«Те, кто прошёл войну, мало рассказывали про неё. Люди обходили эту тему стороной. Молчали... С течением времени стали потихоньку говорить. Осколочными воспоминаниями. Короткими. Острыми. Тишина стала похожа на панно из осколков. Эта композиция, которую мы показали зрителям 3 мая, собрана из мелких и не очень мелких деталей. Стихов. Песен. Фото... Хочется помолчать после той субботы. Хотя нет... Хочу сказать, что репетиции шли своим чередом. У нас нет-нет и перехватит горло. Но мы справлялись. А потом дошли до репетиции финала. И надо было говорить, а я не могла. Не могла сказать, что мой папа был узником концлагеря. Потому что в композиции мне досталась и маленькая роль фашистского математика, который должен был сухо рассказать о прибыли от каждого узника.
Вечером в пятницу казалось, что композиция разваливается, рассыпается, не складывается в мозаику. А потом наступила суббота. Что с нами произошло за ночь? Не знаю... Но все участники вдруг соединились невидимой крепкой струной, сплотились, собрались, сжались в кулак. И панно стало объёмным, ярким».
«Это было время сплочённости, открытых эмоций. Я никогда не видела, чтобы зал так единодушно, со слезами на глазах, аплодировал. Было понятно, что эти аплодисменты предназначались тем, чья жизнь выпала на страшные годы войны. Казалось, что все наши предки стояли рядом с нами».
«Подготовка к «Осколкам тишины» была очень интересной, познавательной и интенсивной. Я многое узнал про быт советского солдата: как носить гимнастёрку, как правильное обращаться с карабином. Смотрел советские фильмы про войну, про ужасы тех лет. Многие зрители в этот вечер плакали, а это значит, что мы смогли дотянуться до сердец публики».
«Работа над этим спектаклем продвинула моё понимание Великой Отечественной, я стал серьёзнее и ответственнее относиться к этой теме, стал отчётливее понимать, через что же на самом деле прошли простые люди с простыми человеческими душами в сороковые, в каком сильнейшем испытании выстояли наши предки. Теперь, мне кажется, я понимаю, как это ощущалось. Спектакль, сочинённый Константином Валентиновичем, даёт возможность заглянуть в то время и пережить его вместе с персонажами постановки».
«Я рада, что мой дебют на глагольской сцене выпал именно на такой спектакль. Ни на одной репетиции я не уходила за кулисы, я всегда стояла за сценой и наблюдала. И каждый раз — что на прогонах, что на спектакле — меня мурашило с головы до ног. Многие эпизоды пробирали до дрожи. В «Осколках тишины» у меня была роль Девочки, невесомый и неосязаемый образ, частичка которого жила в то суровое военное время в душе у каждого, это такая искренняя и сильная надежда, мирное голубое небо и нежность. Этот образ для меня — противопоставление ужасам войны».
«Не мог даже представить, что я, будучи студийцем, приму участие в премьере. Ощущения перед выходом на сцену пугающе противоположные: страшно и невероятно интересно. Появляется чувство: «Спектакль уже не остановить! Мне придётся играть, и никуда не деться!». И в тот же момент приходит жгучее желание выйти и начать играть свою роль. После спектакля чувства радости и эйфории не покидали меня, несмотря на такую морально тяжёлую постановку на важную тему. Сердце было наполнено чувством благодарности поколению людей, на чьи судьбы выпала война. Важно, что мы не забываем своих героев. Приятно, что в зале присутствовала моя семья, которая была тронута происходящим на сцене».
«Мои дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки — участники Великой Отечественной войны, истории о них я слышала с самого детства. Меня пугала война (и до сих пор пугает), но тот подвиг, который они совершили, восхищал и поражал меня до глубины души. Я не могла представить, как им удалось пережить это и сохранить в себе человека. Спасибо всем за этот спектакль. Я рада, что являюсь частью такой важной работы».
«Спектакль как в самом начале взял сердца зрителей крепкой рукой, так и не отпускал до конца, и даже звучащий в финале победный марш не сделал эту хватку легче. Потому что осколки войны всё летят и летят, вонзаясь в наши сердца и умы. Завершился спектакль необычно и трогательно — каждый исполнитель, обращаясь к залу, назвал имя своего деда, дяди, родственника, которые боролись за Победу. Уверена, что в этот момент каждый зритель мысленно вспомнил о своем герое войны...»
10 и 17 мая к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне в Народном университетском театре «Глагол» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого будет дан спектакль «Тринадцать женщин старшины Васкова между предчувствием большой любви и ожиданием внезапной смерти». Спектакль поставлен по мотивам повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...».